Алексей Николаевич Бекетов (1862-1941) — выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (окончил с Большой золотой медалью в 1888 году за дипломный проект на тему: «Вокзал при морских купальнях на Чёрном море»).
В городе на Неве Алексей Николаевич обучался на архитектурном факультете, под руководством таких маститых деятелей того времени, как Д.И. Гримм и А.И. Кракау. Параллельно Бекетов работал у одного из крупнейших архитекторов Санкт-Петербурга – М. Е. Месмахера; на этой работе ему довелось принять участие в создании проектов дворца великого князя Михаила Михайловича Романова и здания архива Государственного Совета.
В 1890-1910-е годы А.Н. Бекетов руководил собственным проектным бюро, которое занималось не только проектированием, но и организацией строительных работ. В 1894 году за проект библиотеки на полтора миллиона томов он получил звание академика архитектуры.
В соответствии с полученным образованием А.Н. Бекетов свободно оперировал формами различных исторических стилей и был типичным для своего времени архитектором-эклектиком. Всего по проектам А.Н. Бекетова было построено более сорока общественных и жилых зданий в Харькове и около шестидесяти в Екатеринославе, Симферополе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Баку и других городах Российской империи и СССР.
Важной вехой в архитектурном образовании Алексея была летняя строительная практика (в 1887 и 1888 годах) у Максимилиана Егоровича Месмахера — одного из крупнейших петербургских зодчих второй половины XIX века. У этого мастера Бекетов перенял важнейшие навыки: умение работать с современными материалами и конструкциями, стремление к созданию целостной архитектурной среды, подразумевавшее проектирование не только общего решения пространства и декора, но и предметов интерьера.
Для развития архитектурно-строительного дела на юге Российской империи важное значение имели реформы 1860-1870 гг., в частности, земская, городская, судебная, школьная и военная. Согласно этим реформам были созданы управы, занимавшиеся вопросами городского и дорожного строительства; городские думы с городскими управами, в компетенцию которых входило городское благоустройство, промышленность и торговля. При управах также были созданы строительные отделы, осуществлявшие рассмотрение проектов и контроль строительства, установлены должности губернских инженеров, городских архитекторов и техников. В результате этих реорганизаций в городах стали сооружать здания дум и городских управ, присутственные места и банки, театры и цирки, учебные заведения.
Алексей Николаевич Бекетов, родился в семье выдающегося русского ученого химика Николая Николаевича Бекетова и его жены, Елены Карловны Бекетовой (в девичестве Мильгоф). Бекетовы — дворянский род, упоминавшийся с XVI века. «Российская родословная книга» возводит его происхождение к черкесским бекам. Фамилия происходит от тюркского слова «бекет» (значения: «укреплять», «стража», «караул», «аванпост»). Брат отца А.Н. Бекетова Андрей Николаевич был учёным-ботаником, ректором Санкт-Петербургского университета. Его жена Елизавета Григорьевна — дочь известного путешественника и натуралиста Г.С. Корелина, была писательницей. Дочь — Александра Андреевна, стала матерью поэта Александра Блока.
Алексей Бекетов — старший сын, кроме него в семье Н.Н. Бекетова было четверо детей: Петр Николаевич Бекетов, Владимир Николаевич Бекетов — химик, Николай Николаевич Бекетов — винодел, биолог по образованию, Екатерина Николаевна Бекетова (в замужестве Юрковская). Безусловно, самым успешным из детей Н.Н. Бекетова был старший сын Алексей. По воспоминаниям А.Н. Бекетова, еще в юности его поразил роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», и особенно мысль французского писателя о том, что «архитектура — бессмертная каменная книга, по которой можно читать историю народа».
Чарующее впечатление на молодого Бекетова также оказала полная творческих поисков постановка пьесы Г. Ибсена «Строитель Сольнес». Таким образом, любовь к культуре и истории, а также серьезная художественная подготовка определили дальнейший жизненный путь Алексея Бекетова. Кроме того, от отца-ученого он унаследовал аналитическое мышление и тонкий вкус. Научная среда также сформировала определенный тип мышления будущего архитектора, основой которого было рационалистическое мировосприятие.
Следует подчеркнуть, что учебные и просветительские заведения — одно из важнейших направлений в творчестве Алексея Николаевича Бекетова. Это было связано не только с тем, что в Харькове — интеллектуальной столице юга Российской империи — в начале ХХ века строилось большое количество учебных зданий, но и с традициями семьи Бекетовых, для которых работа в области распространения образования была одним из первоочередных общественных дел. Поддерживая эти идеи, архитектор также проектировал учебные заведения для других южнорусских городов: женские епархиальные училища в Лубнах (1907) и в Белгороде (1911–1915), высшее горное училище в Екатеринославе (1899–1912) и другие.
Как и многим мастерам старой школы, Бекетову после революции пришлось считаться с рождением нового архитектурного языка. Конструктивизм он не принял, замечая, что эта «коробочная архитектура <…> более подходит к проектировке заводских и промышленных объектов, но не к жилстроительству и большим общественным зданиям». Тем не менее академическая выучка, мастерство и опыт позволили ему освоить новые художественные приемы, о чем он позднее вспоминал: «…имея к тому времени уже немалый стаж и развитой глаз в отношении группировки архитектурных масс и пропорциональности частей здания, мне не составил особого труда этот переход к конструктивизму».
Деятельность Бекетова после революции была в большей степени связана со строительством жилых и учебных зданий. Значительную роль в этот период в творчестве архитектора играло проектирование и строительство в Донбассе — важнейшем промышленном регионе, восстановление которого было включено в первый общегосударственный план индустриального развития страны ГОЭЛРО.
Верный своему принципу: «Архитектор должен разговаривать только с пером и логарифмической линейкой в руках», Бекетов упорно и плодотворно работал до конца жизни, тяжело больной архитектор умер 23 ноября 1941 г. в оккупированном немцами Харькове. Его последней работой был конкурсный проект памятника Алишеру Навои для Ташкента (1941). Алексей Николаевич Бекетов был неплохим художником-пейзажистом. Его картины хранятся в частных коллекциях.
Подготовлено на основе информации из открытых источников
О.В. Анищенко
На фото — здание, построенное в 1906-1909 годах по проекту А.Н. Бекетова для Волжско-Камского банка, с 1936 в нем находился дворец пионеров. Фото — Ольги Анищенко, «Звезда Шахтера»