Эльдар Александрович Рязанов прожил весьма долгую и яркую жизнь, за свои 88 лет он сделал и добился очень многого. Он завоевал всенародную любовь, сняв почти полсотни художественных и телефильмов. В их числе такие любимые зрителями картины, как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «О бедном гусаре замолвите слово», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Предсказание», «Привет, дуралеи», «Старые клячи», «Тихие омуты», «Ключ от спальни», «Андерсен. Жизнь без любви», «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя», «Музыка жизни» и другие. Многие из них стали классикой отечественного кинематографа.
В 1979-1985 годы Эльдар Рязанов был ведущим телепередачи «Кинопанорама»; он создал более двухсот авторских телевизионных программ: «Золотой Остап», «Русский бал в Париже», «Так что же такое Рязанов Эльдар?», «Разговор на свежем воздухе», «Артур Миллер», «Человек-праздник» (о С. Параджанове), «Сегодня с вами я, цыгане», «Комики XX столетия» и других. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе» и «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Среди его учеников — режиссеры Мамин и Дыховичный, Цымбал и Фридберг. Э.А. Рязанов — автор книг «Грустное лицо комедии», «Зигзаг удачи» (с Эмилем Брагинским), «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (с Брагинским), «Неподведенные итоги» (книга выдержала несколько изданий), сборник стихов «Ностальгия» и других. В 2002 году вышла книга Рязанова «Эльдар TV, или Моя портретная галерея». В нее вошли передачи и беседы кинорежиссера, которые он в течение нескольких лет вел на телевидении.
К 75 летию режиссера издательство «Вагриус» выпустило в свет книгу «Необъятный Рязанов». С 2001 года Эльдар Рязанов был президентом Академии кинематографических наук «Ника», руководил кинотеатром «Эльдар», возглавлял Фонд поддержки и развития комедийного и музыкального кино Эльдара Рязанова.
Цитаты, афоризмы, высказывания Эльдара Рязанова
- Где есть юмор — там есть и правда.
- Мне нравится все потертое и рваное.
- Неважных периодов в жизни не бывает.
- Дети не могут быть разменной картой политиков.
- Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
- Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
- Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
- Наш капитализм совсем не тот, что в Америке. Он у нас какой-то уродливый.
- Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется забыли, кто его вырастил.
- Продажа «Ленфильма» — это катастрофа для кинематографа и нашей культуры.
- У меня такая безупречная репутация, что меня давно пора скомпрометировать.
- Человек, которому платят за то, чтобы он не работал, называется пенсионером.
- Пока не вспомнишь, что тебе не нужно, не можешь делать то, что тебе необходимо.
- Женщина должна много значить для меня, чтобы я стал тратить на неё время и усилия.
- С моей точки зрения, способность любить — это как талант, который либо дан человеку, либо нет.
- Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.
- Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души.
- Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
- Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
- Когда встречаются кинематографисты, пусть разных поколений, пусть говорящие на разных языках, — они всегда легко поймут друг друга. Потому что их объединяет общее дело и его интересы. Ни с одним бизнесменом общего языка мне найти еще не удавалось.
- Исповедальность — то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. Превосходит ее разве что музыка. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины — наверное, суть поэзии.
- Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки — это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.
- В общем-то это неправильно, что пенсию выдают только в старости! По-настоящему пенсию надо выплачивать людям от восемнадцати и, скажем, до тридцати пяти лет. Это самый хороший возраст. В эти годы работать — грех, надо заниматься личной жизнью. А потом можно и на работу ходить, все равно уже от жизни нет никакого толку.
- Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.
Информация и фото из открытых источников