Возродить привлекательность профессии педагога, поднять ее на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году. Какой он современный учитель? Зачем в школах нужны наставники? Растет ли популярность профессии педагог? Это и многое другое послужило темой для разговора с заведующим отделом образования Администрации города Гуково Т.Г. Лысенко.
– Татьяна Геннадьевна, какова на сегодняшний день система образования в Гуково?
– В настоящее время система образования города Гуково включает в себя 34 образовательных организации: 13 школ, 18 детских садов, 3 организации дополнительного образования – Дом детского творчества, Станцию юного техника и Центр юных десантников «Русич». В дошкольных учреждениях трудятся 212 педагогов, которые помогают воспитывать 1949 детей. В общеобразовательных организациях обучается 5799 учащихся, с которыми работают 272 педагогических работника. В учреждениях дополнительного образования – 46 педагогов и 2399 воспитанников.
– Как в целом Вы оцениваете уровень образования в нашем городе?
– В целом уровень образования в Гуково можно оценить удовлетворительно, так как за последние два года документы о среднем общем образовании были выданы всем выпускникам 11 классов, допущенным к государственной итоговой аттестации. По основному общему образованию в 2021 году – 99,48% обучающихся получили аттестаты, в 2022 году – 100%.
– Насколько я знаю, в большинстве своем в образовательных учреждениях города трудятся опытные педагоги с солидным стажем работы, но время идет, нужны новые кадры. Приходят ли молодые учителя, и что делается для того, чтобы они остались?
– К сожалению, в городе Гуково существует проблема нехватки учителей. Молодых кадров всего около 10%. Мы сотрудничаем с профильными вузами и колледжами области. Стараемся привлечь внимание выпускников школ целевыми направлениями для обучения в Южном Федеральном университете в Ростове-на-Дону и Таганроге, также направляем письма в средние профессиональные образовательные учреждения городов Шахты и Каменск-Шахтинского. Хотелось бы, конечно, чтобы студенты, после окончания учебы приезжали трудоустраиваться в наш город, мы в этом заинтересованы и готовы по мере возможности помогать начинающим специалистам в обеспечении их жильем. К примеру, в 2022 году благодаря поддержке Администрации города и руководителя Гимназии № 10 два молодых педагога, состоящие на учете, в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, получили служебные квартиры. И теперь до тех пор, пока они трудятся на своей должности – имеют право ими пользоваться.
– Татьяна Геннадьевна, раз уж мы заговорили о молодых специалистах, поговорим и о наставниках. Зачем в школах нужен наставник?
– Сегодня наставничество является важным направлением в системе образования и рассматривается как эффективный инструмент развития кадрового потенциала современной школы.
Молодые специалисты, которые трудоустраиваются в образовательные организации, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, образовательных методик и технологий, освоению инновационных направлений деятельности, испытывают затруднения в педагогической деятельности. Например, по началу, им трудно разработать план, программу обучения, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. И вот тогда на помощь приходит наставник. Опытный педагог, который умело, профессионально, методично выстраивает системную работу с молодым учителем, с гибкой структурой, носящей индивидуализированный и персонализированный характер, ориентированной на конкретного педагога и призванной решать, в первую очередь, его личностные, профессиональные и социальные проблемы.
– Понятия «педагог» и «наставник» в современном русском языке настолько смешались, что люди, порой, не видят в них различий. В нашем представлении они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. Давайте поясним нашим читателям, в чем же все-таки заключается их отличие?
– Безусловно, отличие есть. Педагог – это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой.
Наставник – квалифицированный коллега, педагог с большим багажом знаний, богатым опытом. Его задача поддержать молодого специалиста, поделиться профессиональными секретами, помочь своему подопечному не допустить ошибки, которые он совершал сам. Это позволит начинающему педагогу достигнуть профессиональных успехов намного быстрее. Наставник не стремится выявлять недостатки, а старается обучать, направлять, корректировать деятельность учителя в разных областях.
– Сколько у нас в городе наставников, за которыми закреплены молодые сотрудники?
– Надо сказать, что механизмы наставничества успешно внедряются на данном этапе в системе образования города. В настоящее время 24 представителя педагогического сообщества вошли в региональный актив наставников. За молодыми специалистами в образовательных организациях города закреплены 32 педагога.
– Запланированы ли какие-нибудь мероприятия в нашем городе, приуроченные к Году педагога и наставника?
– Да, конечно. В муниципальной системе образования запланированы мероприятия к Году педагога и наставника, включающие проведение городского семинара для руководителей, педагогов по теме «Проектирование пространства профессионального развития педагога в современных условиях», в рамках которого будут даны мастер-классы, методические мастерские, способствующие повышению престижа педагогической профессии и статусу наставника. На городском мероприятии будет представлен передовой опыт работы школы № 23 в области «Конкурсное движение как фактор профессионального роста педагога», Гимназии № 10 «Наставничество – путь к вершинам педагогического мастерства».
В настоящее время ведется организационная работа муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». С января по март 2023 года пройдет конкурс профессионального мастерства по шести номинациям на базе Гимназии № 10 и детского сада № 14 «Ивушка».
Особенно актуально в Год педагога и наставника проведение педагогических недель, посвященных 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, заседаний городского методического объединения педагогических работников, семинаров, «круглых столов», педагогических советов, Августовской педагогической конференции.
Кроме того, в 2023 году реализуется проект муниципальной модели организации работы с молодыми кадрами «Молодой педагог», в рамках которого будет организована деятельность Клуба молодых педагогов, Школы молодого воспитателя.
– Растет ли популярность и престиж профессии педагог?
– В период кардинальных перемен, модернизации системы образования ключевой фигурой всех преобразований является педагог. Учитывая значимость и важность педагогической деятельности, безусловно, растет популярность и престиж профессии педагога.
– Каким, по Вашему мнению, должен быть современный учитель?
– На мой взгляд, современный учитель – это, прежде всего, представитель нового контингента педагогического корпуса, идущий в ногу со временем, выступающий носителем новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладающий высоким уровнем компетентности и мастерства, владеющий современными педагогическими приемами и информационными технологиями, способный к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
– Как в Гуково реализуются программы инклюзивного образования?
– Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Гуково реализуется с учетом основных принципов инклюзивного образования и базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах: составляется индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья по развитию академических знаний и жизненных компетенций; предусмотрена социальная реабилитация ребенка в образовательном учреждении и вне его; осуществляется психолого-педагогическое сопровождение особенных детей в процессе обучения и социализации; организовывается психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; на каждого ребенка заводится индивидуальная психолого-педагогическая карта его развития; обязательно повышается квалификация педагогов образовательного учреждения в области инклюзивного образования; в соответствии с образовательными стандартами действуют рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ; немаловажным аспектом является и адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения, коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации; большое внимание уделяется сплочению детского коллектива, развитию навыков сотрудничества, взаимодействию и взаимопомощи; воспитательная система учреждения ориентирована на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
На сегодняшний день в образовательных организациях города Гуково обучаются 175 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в 8 группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и в комбинированной группе; 39 обучающихся с ОВЗ в средних школах №№ 1, 2, 6, 9, 15, 22, 23, общеобразовательной школе № 3, Гимназии № 10, Лицей № 24. Образование и воспитание детей-инвалидов, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, где прописаны специальные условия, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с нозологиями воспитанников, обучающихся. Все адаптированные основные образовательные программы размещены на сайтах образовательных организаций, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Организовано психолого-педагогическое сопровождение.
– Сколько школ в Гуково оборудовано в соответствии с программой «Доступная среда»?
– В городе Гуково участниками государственной программы «Доступная среда» стали три учебных заведения: это школы №№ 15, 23 и Лицей № 24. В них создана безбарьерная среда: оборудованы пандусами входы в здания, установлены двери нужной ширины и без порогов, переоборудованы санитарно-гигиенические комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работают комнаты психологической разгрузки. На выделенные средства закуплены оргтехника, компьютерная техника, учебные программы, средства связи, аудиотехника, коррекционно-развивающие игры и программы.
Также соответствует требованием архитектурной доступности и здание Гимназии № 10.
– Татьяна Геннадьевна, как в Гуково готовят старшеклассников к выбору профессии?
– Во всех 13 общеобразовательных организациях с участием работодателей проводятся «круглые столы», направленные на профессиональное самоопределение обучающихся и планирование их профессиональной карьеры, повышение привлекательности рабочих специальностей, в том числе профессии медицинского работника, военнослужащего, спортивной направленности и т.д. Кроме того, организовываются профориентационные мероприятия, на которых проходят презентации вузов и учреждений среднего профессионального образования Ростовской области. Школьники посещают предприятия города Гуково, а также принимают участие в виртуальных экскурсиях по компаниям, организациям, заводам, фабрикам Ростовской области. У обучающихся города Гуково созданы личные кабинеты в проекте «Билет в будущее», где они проходят тестирования и диагностику на определение своей будущей профессии. Все это помогает сделать им свой выбор.
– Поступают ли в отдел образования жалобы, предложения от родителей? Какие обращения встречаются наиболее часто?
– Обращения от родителей носят различный характер. В основном это вопросы по учебно-воспитательному процессу, касающиеся безопасного пребывания детей в образовательных организациях, а также качественного и сбалансированного питания. По каждому обращению консультируем либо проводим детальную проверку и даем ответ заявителю как в письменной форме, так и при личных встречах. Стараемся родителей привлекать во все сферы образовательной и воспитательной жизни с целью партнерских отношений и открытости образовательных организаций.
– Как в целом живут школы и детские сады? Есть ли проблемы?
– Проблемы, как и в любой сфере, есть, так как ни для кого не секрет, что бюджет города дотационный и денежные средства выделяются только на социально-значимые цели. Благодаря поддержке Администрации своевременно решаются остро текущие задачи за счет средств как из местного бюджета, так и из резервного фонда Губернатора Ростовской области. К примеру, в 2022 году в четырех гуковских детских садах установлены теневые навесы. Средства на их закупку и установку (в сумме 3,6 миллионов рублей) были выделены из резервного фонда Правительства Ростовской области. На площадках для прогулок малышей в детском саду «Ручеек» смонтировано 4 навеса, в детском саду «Гвоздика» — 3. По одному навесу установлено в детских садах «Ландыш» и «Родничок».
Также за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области произведена замена ограждений в школах № 15 и Лицее № 24.
– Как ведется в городе работа с одаренными детьми?
– В условиях достижения показателей национального проекта «Образование» разработаны и совершенствуются комплексные мероприятия продуктивной совместной работы системы развития и поддержки детской одаренности. Ежегодно юные гуковчане демонстрируют свои знания в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Проводится, ставшая уже традиционной, городская научно-практическая конференция обучающихся образовательных организаций города. Школьники принимают активное участие в программах Образовательного центра «Сириус».
На базе Гимназии № 10 для развития, саморазвития, проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся создан муниципальный ресурсный центр «Созвездие».
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка», как части национального проекта «Образование» на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» (ГБУ ДО РО «Ступени успеха») обучающиеся школ города участвуют в работе интенсивных смен по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной, социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленностей.
В 2022-2023 учебном году в ГБУ ДО РО «Ступени успеха» на очно-заочной форме с применением дистанционных технологий обучаются 10 учащихся общеобразовательных школ города.
В методическом кабинете отдела образования сформирован и ежегодно обновляется информационный банк данных одаренных детей и педагогов, работающих с ними. Количественный показатель банка данных интеллектуально одаренных детей в 2022-2023 учебном году насчитывает 267 обучающихся (в то время как в 2022 году составлял 199 детей, 2021 году – 186, 2020 – 216).
Данная категория детей имеет право без участия в конкурсном отборе проходить индивидуальную подготовку к олимпиадам и предметное обучение в «Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»».
С сентября по декабрь 2022 года прошли школьные и муниципальные этапы Всероссийской олимпиады школьников. В интеллектуальный марафон включились более 2500 обучающихся 4-11 классов. 601 призер и победитель школьных олимпиад, продолжили интеллектуальные состязания городского уровня по 20 общеобразовательным предметам.
По результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников присуждено 267 призовых места. Лидирующие позиции в муниципальном олимпиадном движении заняли школы №№ 6, 9, 23, 15, Лицей № 24.
В настоящее время команды учащихся школ №№ 1, 6, 9, 15, 23, Лицея № 24 принимают участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 17 общеобразовательным предметам.
– Татьяна Геннадьевна, завершая наш разговор, не могу не спросить о том, что бы Вам хотелось пожелать педагогам, учащимся и их родителям?
– Я желаю всем здоровья и благополучия. Обучающимся – достижений и успехов, их родителям – избежать даже малейших трудностей в воспитании детей, иметь как можно больше поводов для гордости за своих детей, а педагогам желаю, чтобы профессия приносила им удовольствие и дарила вдохновение.
– Спасибо Вам за ответы. Успехов в работе!
Беседовала Алина Неменок. Фото из архива «ЗШ»