Зверства фашистов: на Дону обнаружены 45 массовых захоронений

Город Гуково, Ростовская область, 7 июня 2021 год, Звезда Шахтера. Ростовской области после снятия грифа «секретно» с документов времен Великой Отечественной войны, стали известны подробности массового геноцида, места захоронений мирных жителей и военнопленных. Открывшиеся сведения потрясают — они рассказывают о запредельных зверствах гитлеровцев на Донской земле.

#Краеведение

Только в 33 городах, поселках и районах области обнаружено 45 массовых захоронений. Некоторые из них, такие как места убийства людей в Петрушиной балке в Таганроге, в шурфе шахте Красина в Шахтах, на территории Миллеровского района и т.д известны давно. Напомним, по факту геноцида мирных жителей в Миллеровском районе возбуждено уголовное дело.

Но некоторые удалось обнаружить только благодаря тщательному изучению архивов. Сейчас официально установлено, что менее чем за два года оккупации в Ростовской области были замучены, угнаны в рабство, погибли более 182000 человек. И за каждой цифр — судьбы реальных людей.

Картины зверств и необъяснимой жестокости шокируют. Так в Миллерово дом, в котором находилось около 40 военнопленных, был облит керосином и подожжен. Люди сгорели заживо. В миллеровском лагере для военнопленных, по официальным данным, ежедневно умирали или были расстреляны от 30 до 60 человек. К содержимся здесь солдатам относились очень жестоко — людям не давали даже воду.

На подступах к Сальску, у железнодорожной станции,советскими войсками были обнаружены 20 замученных красноармейцев. Все они подверглись жестоким пыткаи: им ломали пальцы, отрезали руки и ноги… Перечень издевательств почти бесконечен.

На территории Сальского кирпичного завода во время оккупации гитлеровцы устроили концентрационный лагерь для военнопленных. Об ужасах, творившихся здесь, в 1942-1943 годах стало известны из материалов уголовного дела одного из пособников фашистов – уроженца Ростовской области.

Здесь же на территории завода проводили массовые расстрелы, на которые людей гнали колоннами, иногда по несколько раз в день. Расстреливали коммунистов, комсомольцев, сотрудников администрации, ударников труда, общественников. Поводом для убийства могла послужить любая мелочь – найденный в квартире радиоприемник, отказ обслуживать офицера…

Зимой 1943 года здесь были расстреляны два цыганских табора, в основном состоящих из женщин и детей – около 100 человек. Сутки, прямо на глазах, им копали могилу в ледяной земле, а они сидели рядом и смотрели. Большинство погибли от пуль, но некоторых, просто ради развлечения, закололи ножами.

В разрушенные печи для обжига кирпича на ночь фашисты заталкивали около 700 больных, раненых военнопленных. Днем их выгоняли на тяжелые работы. Ночи они коротали в каменном мешке, под открытым небом, в котором не было возможности даже лечь. Еды не давали вовсе. Тех, кто больше не мог двигаться, убивали на месте.

Однако даже такая нечеловеческая жестокость не сломала советских людей, не смогла погасить сопротивление. В конце января 1943 года советские войска подходили к Сальску. В это время в плен попали около 10 советских парашютистов-диверсантов – очевидно, заброшенных в тыл к противнику. После пыток, избитых, измученных, раненых, их вывели на расстрел. Внезапно один из десантников бросился на охранников, остальные в это время попытались бежать. Спастись удалось это лишь двоим, остальные погибли. Пока поисковикам не удвалось установить, насколько ценными сведениями обладали десантники. Но одно точно: каждый из них совершил героический поступок.

Как рассказали в донском правительстве, сейчас сводный отряд поисковых объединений Ростовской области занимается поиском и извлечению останков мирных жителей и советских военнопленных, расстрелянных гитлеровцами на территории кирпичного завода в Сальске. Работы ведутся в рамах проекта «Без срока давности»

Федеральный проект «Без срока давности» стартовал в конце 2019 года, в его реализации принимают участие историки, архивисты, поисковики, сотрудники спецслужб и органов власти. В 2020 году эксперты-архивисты изучили 1200 архивных дел – это более 300 тысяч документов, справок, показаний свидетелей, карт местности и фотографий. Общий вес документов составил полторы тонны.

— Перед поисковиками стоит сложнейшая задача – в документах места захоронений описаны весьма примерно, многих ориентиров сегодня уже нет. Но все участники проекта единодушны во мнении: память о преступлениях немецко-фашистских захватчиков и об их жертвах не должна исчезнуть! Об этом должны помнить и нынешнее, и будущие поколения, — подчеркнул заместитель губернатора Вадим Артемов.

Это только часть бесчинств, творимых гитлеровцами на нашей земле. Стоит учесть, что это не преступления отдельных солдат или даже части — в пылу боя, опьяненные кровью и затуманенные страхом смерти. Это была осознанная политика по планомерному уничтожению населения на завоеванных восточных землях — расчистка «жизненного пространства». За все эти преступления граждане Европы не только не понесли наказания перед законом своей страны, но наоборот, получали поощрения, звания, ордена и медали.

И тогда становится понятна опубликованная на странице в инстаграмм «версия выступления в Бундестаге» Андрея Медведева, журналиста ВГТРК, ведущего программы «Специальный репортаж». Журналист рассказал, о чем бы он говорил в том случае, если бы был на месте школьника Коли из Нового Уренгоя. «Учитывая то, что ваши солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии имели полное моральное право уничтожить весь немецкий народ. Оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна.

Только за одно то, что вы делали с детьми, повторюсь, Красная Армия могла уничтожить Германию полностью с ее жителями. Имела полное моральное право. Но не сделала. Жалею ли я об этом? Конечно нет. Я преклоняюсь перед стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта.

На пряжках немецких солдат писалось «С нами Бог». Но они были порождением ада и несли ад на нашу землю. Солдаты Красной Армии были комсомольцами и коммунистами, но советские люди оказались куда большими христианами , чем жители просвещенной религиозной Европы. И не стали мстить. Смогли понять, что адом ад не победить.

Вам не стоит просить у нас прощения, ведь лично вы ни в чем не виноваты. Вы не можете отвечать за своих дедов и прадедов. И потом, прощает только Господь. Но я скажу честно – для меня немцы навсегда чужой, чуждый народ. Это не потому что лично вы плохие. Это во мне кричит боль сожженных Вермахтом детей. И вам придется принять, что как минимум еще моё поколение — для которого память о войне это награды деда, его шрамы, его фронтовые друзья — будет воспринимать вас так. Что будет потом, я не знаю. Возможно, после нас придут манкурты которые все забудут. И мы многое для этого сделали, мы много что прос..ли сами, но я надеюсь, что еще не все потеряно для России.

Нам конечно нужно сотрудничать. Русским и немцам. Нужно вместе решать проблемы. Бороться с ИГИЛ и строить газопроводы. Но вам придется принять один факт: мы никогда не будем каяться за нашу Великую эту войну. И тем более за Победу. И тем более перед вами. Во всяком случае, повторюсь, моё поколение. Потому что мы тогда спасли не только себя. Мы спасли вас от вас самих. И я даже не знаю, что важнее.»

Звезда Гуково