Наибольшую известность принесли В.В. Тихонову роли тракториста Матвея Морозова в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», князя Андрея Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», учителя истории Ильи Семеновича Мельникова в другой мелодраме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», и, конечно, роль штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица в многосерийном политическом военном детективе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».
Краткая биография
Народный артист СССР Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Отец работал механиком на ткацкой фабрике, мать была воспитателем в детском саду.
В 13 лет Вячеслав поступил в ремесленное училище, после окончания которого работал токарем по металлу на военном заводе.
В 1944 году он поступил на нулевой курс Автомеханического института.
Летом 1945 года Тихонов отправился в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), но на экзаменах провалился. Педагог приемной комиссии Борис Бибиков пожалел парня и взял на актерский факультет. В 1950 году Тихонов окончил с отличием ВГИК (мастерская профессора Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой).
С 1950 года он работал в Театре студии киноактера.
С 1957 года был актером Киностудии имени Максима Горького.
В кино Тихонов дебютировал еще студентом в 1948 году, сыграв роль Володи Осьмухина в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия».
В начале 1950-х годов он снялся в фильмах «В мирные дни» (1950), «Максимка» (1952), «Сердце бьется вновь» (1956). Признание и любовь зрителей актеру принес фильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957), в котором Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов он снялся в фильмах Станислава Ростоцкого «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Евгения Ташкова «Жажда» (1959), Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960), Леонида Лукова «Две жизни» (1961), Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963).
Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Тихонов сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965-1967). Затем он снялся в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1969), за роль учителя Мельникова в этой картине Тихонову была присуждена Государственная премия СССР.
В начале 1970-х годов он сыграл роли в фильмах Сергея Соловьева «Семейное счастье» (новелла «От нечего делать», 1969) и «Егор Булычев и другие» (1971).
В 1973 году в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (режиссер Татьяна Лиознова) Тихонов сыграл свою самую «звездную» роль – Исаева — Штирлица, за которую он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
К теме Великой Отечественной войны Вячеслав Васильевич обращался в своем творчестве еще несколько раз: в трилогии Игоря Гостева «Фронт без флангов» (1974), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981), в фильме режиссера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975).
В 1977 году актер сыграл главную роль в фильме Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», за который получил Ленинскую премию.
В 1980-1990-х годах он снялся в фильмах «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), «Европейская история» (1984), «Убить дракона» (1988), «Бесы» (1992), «Утомленные солнцем» (1994), «Бульварный роман» (1994), «Авантюра» (1995), «Зал ожидания» (телесериал, 1995), «Милый друг давно забытых лет…» (1996), «Сочинение ко Дню Победы» (1997) и других.
Всего за свою творческую жизнь Тихонов снялся в почти 60 фильмах и сериалах, работая с такими известными режиссерами, как Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук, Михаил Швейцер, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Татьяна Лиознова.
Последней работой в кино для Вячеслава Тихонова стала роль в картине Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).
4 декабря 2009 года Вячеслав Тихонов скончался. Отпевание артиста состоялось в Храме Христа Спасителя, он похоронен на Новодевичьем кладбище.
За свои работы в кинематографе актер был удостоен многочисленных наград, в числе которых Государственная премия (1970), Государственная премия РСФСР (1976) и Ленинская премия (1980). В 1982 году ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда. Он был награжден орденами Ленина (1982), Октябрьской Революции (1978), «Знак Почета», российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (1995) и III степени (2003), орденом Почета (2008).
В 1974 году Вячеслав Тихонов был удостоен звания Народного артиста СССР. В 1993 году на II Международном кинофестивале «Золотой Витязь» он был награжден премией за выдающийся вклад в славянский кинематограф. В 2003 году был удостоен премии «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек легенда».
Высказывания:
Я смотрю хорошее кино, а мое или не мое — не важно.
Выбор актера на главную роль – это решение фильма.
Есть одиночество физическое, но есть еще и духовное.
Мне жаль тех людей, у которых полные карманы денег.
Никогда в жизни не стремился быть партийным актером.
Надо жить на экране, а не играть. Тогда и зритель поверит тебе.
Я умею адекватно общаться с людьми, умею слушать и понимать.
Каждое поколение имеет свои взгляды на жизнь и на профессию.
Качество которое я больше всего ценю в людях, это порядочность.
Мужчина не должен говорить о двух вещах – о любви и о болезнях.
Я пытался также, в общем, выглядеть просто, без патетики на экране.
Новые сериалы, боевики не люблю. Нет в них той доброты, мудрости.
Никакой славы ни тогда, ни сейчас я не чувствовал, и меня это не интересует.
То, что они играют, это не их вина. Другого нету. Я имею в виду драматургию.
Да какие бриллианты, боже мой?! Внуки мои – два бриллианта. И дочь – бриллиант!
Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица.
Я все делал с душой. Хорошо, что есть люди, способные увидеть это, почувствовать и осознать.
Гораздо хуже обратная ситуация: телеведущий или артист идет в политику, путая трибуну с эстрадой.
Я – артист. И если мне дали звание «народного», значит, без ложной скромности скажу, что хороший.
Не хлопочи ты мордой, ты лучше покажи, что ты чувствуешь, как ты играешь. И не нужно никаких слов!
Политика — большая ответственность, незнакомая сфера и совсем другие, часто меняющиеся правила игры.
Знание — день сегодняшний, а память — из будущего, так что применительно к нашей профессии память еще ценнее.
Я богатый тем, что много людей смотрели, смотрят и, надеюсь, будут смотреть те небольшие картины, которые я сделал.
Теряется что-то в жизни с уходом друзей, обрываются корни, которые держат нас. А когда корни все отомрут, падает человек.
Когда человек уходит из активной жизни, страшно, если ему нечего вспомнить. Это еще страшнее, чем когда вспоминать не с кем.
Я пытался понять, что фильм вообще должен принести зрителю, в целом и найти свое место в этом фильме, что потребуется от меня.
Всегда был рад, когда меня узнавали незнакомые люди на улице, подходили и благодарили. Вот это самое главное счастье для актера.
На самом деле красота в душе каждого человека. Тем более актера, который общается с многомиллионной аудиторией в своих работах.
Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть.
Хоть и 50 лет после института, все равно учишься, все равно наблюдаешь, что-то пересматриваешь. Вообще, если это качество исчезает, все — надо уходить.
Сейчас хотелось бы участвовать вот в этой нашей сложной жизни, участвовать именно своим оружием — не на демонстрациях и трибунах, а бороться искусством.
Сейчас я стал более опытным, так сказать, и мудрость наступает уже с годами, и все. А уходит что-то очень важное и главное с этим – то, что нам дорого в молодости.