Прием новеньких в детские сады идет круглый год. Детсад — важный и сложный для детей шаг, а для родителей зачастую — необходимый. Переживают все. Как подготовить малышей к новому коллективу, где они будут без родителей, в компании воспитателей и других ребят? Ответы на самые важные вопросы дает педагог-психолог, эксперт «Актион Образование» Евгения Пяташова.
1. Нужно ли рассказывать ребенку про детский сад?
Взрослый человек волнуется, когда собирается на собеседование или едет в далекое путешествие. А для ребенка ситуация, когда он приходит в детский сад, еще более тревожна. Поэтому важно психологически подготовить малыша к этому «путешествию»: рассказать, что такое детский сад, посмотреть мультики или почитать книги на эту тему, или просто поиграть в детский сад.
2. Как начать ходить в детский сад спокойно?
Начинайте постепенно. Сначала погуляйте на садовской площадке вместе с ребенком, потом оставьте его одного в группе на пару часов. Учитывайте рекомендации педагога-психолога и воспитателя, когда переходите на режим полного дня и дневной сон. Не спешите: режим, в котором дети начинают полноценно ходить в группу, очень индивидуален. Пусть малыш выберет игрушку, с которой сможет ходить в детский сад «вместе». Она поможет ему чувствовать себя не так одиноко вдали от дома.
3. Как избежать слез при расставании?
Разговаривайте с ребенком. Помните, что слезы для маленьких детей — это способ выразить свои эмоции и переживания. Как правило, когда ребенок приходит в детский сад, он еще плохо разговаривает или совсем не говорит. Но даже малыш с развитой речью не способен сказать: «Мне грустно, потому что я хочу быть дома». Попробуйте озвучить то, что чувствует ребенок, сами, а затем расскажите о том, что чувствуете вы. Скажите: «Мне жаль, что сейчас мне надо на работу, и я уже жду, когда вернусь за тобой в детский сад». Обязательно заканчивайте на позитивной ноте: «Я тебя очень люблю. Мы скоро опять обнимемся!»
4. А вдруг ребенок подумает, что я его бросила?
Сформируйте ритуал прощания — порядок действий, который повторяется каждый день. Не «исчезайте» внезапно. Предупреждайте об уходе: «Я пойду в магазин, на работу». Говорите «до свидания!». Можно сказать: «Я приду, после того как ты поешь (погуляешь, поспишь)». Но в таком случае обязательно сдержите свое слово. Важно: даже если вы очень рассержены, никогда не говорите: «Ты останешься в детском саду, я не буду тебя забирать». Не говорите так даже в шутку. Такие слова от самого близкого человека снижают у ребенка доверие к миру, ломают фундамент, который позволяет ему чувствовать себя спокойно.
5. Ребенку еще нет трех лет. Ему будет комфортно в детском саду?
Все индивидуально. Но психологи считают, что благоприятная адаптация возможна после того, как у ребенка закончится кризис трех лет. Сложность в том, что он совсем не обязательно совпадает с реальным возрастом. После кризиса ребенок психологически отделяет себя от матери, в его речи появляется «я сам». До кризиса малыш и мама находятся в тесной связи, и ребенку очень болезненно отделять себя от матери, которую он воспринимает как часть самого себя.
6. Боюсь, что ребенок не будет ничего есть в детском саду.
Постепенно вводите в рацион продукты, которые характерны для детского сада. Пробуйте готовить каши, запеканки, омлет, кисель. Если не подготовить ребенка, который консервативен в вопросе питания дома, то в детском саду незнакомая еда добавит тревожности.
7. Ребенок не умеет одеваться сам. Но ведь в детском саду научат?
Научат. Но в детском саду на целую группу приходится двое воспитателей. Если ребенку трудно открыть кран с водой, он не умеет надевать колготки и у него отсутствуют другие навыки самообслуживания, будут возникать ситуации, когда взрослые физически не успеют одновременно помочь ему и другим детям. Важно: если малыш пользуется соской или бутылочкой, не начинайте посещать детский сад одновременно с отучением.
8. Как сделать так, чтобы ребенок не испугался воспитателя и других детей?
Чаще ходить в гости и на детские площадки, брать ребенка с собой в торговые центры и гулять по городу. Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новую для себя ситуацию, в которой ему нужно близко и активно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в группе. Если у ребенка нет опыта общения с разными взрослыми и детьми, это может стать еще одним стресс-фактором в сложном процессе адаптации. Помните: каждый взрослый выстраивает общение с детьми по-своему, поэтому не ограничивайтесь походом в гости к одним и тем же людям, добавьте больше возможностей общения для ребенка.
Источник: Российская Газета