Интернет-магазины обяжут размещать на страницах товаров ссылки на сертификаты качества
Интернет-магазины обяжут размещать на видном месте ссылку на сертификат качества или декларацию соответствия. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении на пленарном заседании 25 июля. По словам автора инициативы, первого зампреда Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой, это защитит права потребителей и позволит резко снизить количество контрафакта, продающегося в Сети. Вот как будет работать новая система.
Инициатива родилась на земле
Как рассказала на заседании Госдумы сама Татьяна Буцкая, законопроект родился, что называется, на земле: «Два года назад мы с коллегами из партии перед летним сезоном пошли в детский магазин, чтобы посмотреть, какие там продаются автокресла. Увиденное нас не удовлетворило, и мы попросили продавца принести сертификаты на продукцию. А поскольку ожидание затянулось, решили зайти на сайт этого же магазина, найти там нужные модели и все посмотреть самостоятельно. И каково же было наше удивление, когда на сайте никаких абсолютно документов, которые подтверждали бы соответствие товара критериям безопасности и качества, мы не увидели».
Действительно, даже сейчас, зайдя на сайт любого крупного или маленького интернет-магазина, можно найти десятки фотографий товара в самых разных ракурсах, отзывы покупателей, мнения экспертов, инструкции, видеообзоры.., но только не документы. Новый законопроект, по словам Татьяны Буцкой, призван эту ситуацию исправить.
«Наше предложение — обязать интернет-магазины помещать рядом с карточкой товара ссылку, которая вела бы на официальный сайт Росаккредитации, на соответствующую запись о присвоении товару сертификата качества или декларации о соответствии, — пояснила Татьяна Буцкая. — При этом это должна быть именно ссылка, а не фотографии указанных документов, потому что мы понимаем, как просто сегодня, в XXI веке, любые фотографии подделать».
Барахолок не коснется
Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов пояснил, что положения закона не будут распространяться на товары, которые уже введены в оборот. Никто не намерен заставлять маркетплейсы в панике править миллионы цифровых карточек. А вступление новых правил в силу запланировано лишь на 1 марта 2025 года — то есть у интернет-площадок будет время, чтобы создать на своих сайтах соответствующий функционал, а у продавцов — оформить новые карточки в соответствии со стандартами.
«Законопроект в его предыдущей редакции собрал много замечаний и в итоге не был поддержан комитетом, — подчеркнул Спиридонов. — Поэтому к нынешнему заседанию рабочая группа, занимавшаяся его совершенствованием, учла мнения отраслевых ассоциаций, самих маркетплейсов, депутатов и экспертов и представила обновленный вариант».
Парламентарий также уточнил, что законопроект не распространяется на вещи, которые уже были в употреблении — при их перепродаже через интернет-барахолки никаких сертификатов и деклараций от владельцев никто требовать не будет.
Татьяна Буцкая отметила, что подготовительная работа к принятию нового закона, по сути, уже началась: за два года маркетплейсы, пойдя навстречу законодателям, уже добровольно дополнили сертификатами соответствия около 20 миллионов карточек товаров. Поэтому ничто не мешает им спокойно заниматься этой работой и дальше, только теперь — на всеобщей основе.
Источник: pnp.ru
Фото «Звезды Шахтера»