В России отмечен рост числа вакансий, где упоминается корпоративная пенсионная программа (КПП) — как «пряник» для кандидата. Эксперты оценивают расширение линейки бонусов как еще одно следствие жесткой борьбы за кадры. Работодатели пытаются преуспеть в ней, демонстрируя заботу о сотрудниках.
По данным исследования (его платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провела вместе с негосударственным пенсионным фондом), рост вакансий с корпоративной пенсией за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2023-го составил 4%. Среди лидеров — Магаданская область и Ставропольский край (плюс 114%), Тюменская область (75 %).
В создании корпоративной пенсии участвуют и работник, и работодатель. Первый отчисляет на нее деньги, а второй, к примеру, удваивает сумму
«Корпоративные пенсионные программы действительно стали часто упоминаться в вакансиях, тогда как еще пять лет назад это было редкостью, — отметил старший научный сотрудник Института экономики и организации промпроизводства Сибирского отделения РАН Сергей Капелюк. — И они начинают появляться в вакансиях не только крупных, но и средних организаций».
Так что же такое корпоративная пенсия? Чем и кому выгодны такие программы?
Такие программы не отменяют взносов работодателей в Социальный фонд РФ, они их платят по-прежнему. Корпоративная пенсия — это другое. Как правило, в ее создании участвует не только работодатель, но и работник. Последний отчисляет ежемесячно определенную сумму, а предприятие ее, к примеру, удваивает.
Отправляются эти взносы чаще всего не на банковский депозит, а в негосударственный пенсионный фонд. Средства фонд инвестирует, ежегодно начисляя доход на накопленную сумму. Например, как рассказали в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, работник в зависимости от стажа и выбранной пенсионной схемы может отчислять от одного до 10,7% от начисленной ему суммы. С помощью таких бонусов, дал понять финансовый директор крупной компании Артем Поломошнов, предприятие обращает внимание соискателей на свою вакансию.
За рабочие руки — именно рабочие — сейчас идет не просто борьба, а драка. И чем больше «пряников» в вакансии, тем больше шансов ее закрыть.
Пример из Омской области: зарплату до 247 158 рублей на руки и корпоративную пенсию предлагают водителю тягача на Самотлорском месторождении. Видимо, все-таки солидная зарплата в данном случае не гарантирует, что опытный водитель будет найден.
Еще один момент — пенсионные корпоративные программы для предприятия выгоднее, чем увеличение фонда оплаты труда. С них не идут отчисления в Социальный фонд и не берется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Кроме того, корпоративные пенсионные накопления — это игра в долгую. Такие программы не только привлекают, но и удерживают сотрудников. «Также считается, — отметил старший научный сотрудник Института экономики и организации промпроизводства Сибирского отделения РАН Сергей Капелюк, — что они стимулируют омоложение кадров. У возрастных работников больше поводов выходить на пенсию».
А что имеет сотрудник? Во-первых, увеличение собственных пенсионных взносов за счет доплаты работодателя. Во-вторых, инвестиционный доход. Но тут надо помнить, что инвестиционные фонды более рискованный инструмент, чем банковский депозит. А также то, что по программам корпоративных пенсий для работников есть ограничения.
Чаще всего корпоративные пенсионные программы предлагают в PR и маркетинге, торговле, машиностроении и лесной промышленности
Средства, в том числе собственные, нельзя забрать в один момент при внезапном увольнении, придется ждать. И даже если сотрудник и предприятие много лет добросовестно копили на «вторую» пенсию (а такие примеры есть, история КПП в России насчитывает как минимум два десятилетия), ежемесячная доплата в итоге не поражает воображение. Ведь общую сумму, как и при получении обычной пенсии, придется разделить лет на двадцать (период дожития), а потом еще на 12 месяцев. И если накоплено, допустим, полмиллиона рублей, то прибавка будет чуть больше двух тысяч рублей в месяц.
Тем временем, по данным исследования, чаще корпоративные пенсионные программы стали предлагать в сфере PR и маркетинга (зафиксирован восьмикратный рост), в финансах (в пять раз), в торговле и машиностроении (в три раза), а также в нефтегазовой отрасли (в 2,9 раза) и лесной промышленности (в два раза).
Источник: rg.ru
Фото «Звезды Шахтера»