24 января в храме великомученика и целителя Пантелеимона совершена заупокойная панихида по убиенным казакам в годы расказачивания и геноцида казаков.
Панихиду служил настоятель храма иерей Олег Бурлаков, который является духовником гуковского казачества. На поминовении убиенных, присутствовали казаки Сулинского юрта Донецкого казачьего округа «Всевеликое Войско Донское», казаки Гуковского Казачьего юрта Черкасского казачьего округа «Всевеликое Войско Донское» и казаки Городского Казачьего Общества МО «Город Гуково» «Донецкий округ» Войскового Казачьего Общества «Всевеликое Войско Донское» во главе с атаманами.
Еще до 1917 года идеологи «мировой революции», выстраивая модель общества будущего, почти единогласно вычеркнули из него казачество. Они считали его опорой самодержавия, которая при установлении диктатуры большевиков должна быть уничтожена. Казаки, на примерах незаконных реквизиций, конфискаций и массовых расстрелов, быстро поняли, кто пришел к власти, организовались и изгнали большевиков из своих станиц.
Поэтому уже 24.01.1919 года была принята секретная директива ЦК РКП(б) «Об истреблении казачества». В ней говорилось: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. К среднему казачеству применить те же меры…»
Результат геноцида казачества на Дону очевиден: согласно официальных данных на 01.01.1917 года там проживало 4.428,8 тыс. человек, в 1921 году, осталось почти вдвое меньше – 2.275,8 тысяч. Уничтожение казачества интенсивно длилось до 1924 года. Были уничтожены практически все казаки старше 50 лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций, передаваемых из поколения в поколение!
Начавшаяся в казачьих землях коллективизация привела к новым жертвам, репрессиям и высылкам. Казаков выселяли из куреней зимой, отнимали продукты и одежду. Тысячи беззащитных людей, особенно дети, погибали по дороге в северную ссылку и лагеря. Казаки и при коллективизации стали первой жертвой большевиков, своими телами выстилая дорогу в ГУЛАГ.
В память по невинно убиенным казакам и казачкам в храме собрались все неравнодушные люди, чтущие память предков и их великих свершений. Поминание длилось около часа, но еще долго казаки не могли разойтись с территории храма, общались между собой, пересматривали принесенные старинные фотографии и вспоминали подвиги казачьего народа, вошедшие в века.