Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в мир творчества.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Детскому саду № 11 «Светлячок» города Гуково с 2016 года департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области был присвоен статус «казачье» образовательное учреждение.
Город Гуково, как и Ростовская область, является полиэтническим, многонациональным, и идея внедрения этнокультурного казачьего образования, казачьей культуры всегда вызывает противоречивые взгляды. Для изучения мнения были опрошены 90% респондентов. Результаты показали, что более 70% родителей (законных представителей) хотели бы чтобы дети более углубленно изучали национальные, этнографические традиции и обычаи казачества, историю развития родного края, приобщались к духовному богатству поколений.
С этой целью был разработан Проект областной инновационной площадки по теме: «Внедрение этнокультурного компонента в дошкольном образовательном учреждении через проектную деятельность». Создана рабочая группа, разработаны положения.
Одним из этапов реализации данного проекта стало создание на базе детского сада музея казачьего быта «Истоки», бессменным хранителем которого является педагог Т.А. Данилюк.
В музее хранится большое количество уникальных экспонатов по самым разнообразным темам, связанным с историей и бытом казачества. Это позволяет педагогам проводить в музее мероприятия, чтобы воспитанники могли соприкоснуться с народной культурой.
Строится деятельность музея на проведении познавательных экскурсий в виде занятий, таких как: «Казак в труде, как в бою, славит родину свою», «Сундучок казака и казачки», «Гончарные мастеровые», «Сказки Тихого Дона».
С началом реализации этого проекта – мы отметили, что он вызывает интерес к родному краю не только у детей, но и у родителей воспитанников, которые оказали нам неоценимую помощь в создании музея, так же они выступают активными участниками всех конкурсов, проводимых в рамках работы музея.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми – мамами, папами, бабушками, дедушками. Это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Педагоги детского сада принимают участие в мероприятиях, проводимых по плану работы музея, активно пополняют его экспонатами, поиском которых занимаются совместно с детьми и нам стало ясно насколько важно включение деятельности музея Донского казачества в патриотическое воспитание и в обогащение развивающей предметно-пространственной среды новым смыслом.
Ценен музей еще и тем, что его экспонаты активно используются в организации музыкально-творческих мероприятий, проводимых в детском саду.
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить, поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.
Для детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.
И.О. Охрименко, старший воспитатель МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок»