В ГКОУ РО Гуковской школе-интернате № 12 одним из основных направлений инновационной модели воспитательной работы является организациядополнительного образования. Совершенствуя нашу систему дополнительного образования, мы даем детям с ограниченными возможностями здоровья наравне с их сверстниками участвовать в жизни общества, верить в свои возможности и развивать таланты. Сложившиеся формы дополнительного образования создают индивидуальную социокультурную среду для каждого обучающегося.
Дополнительное образование обучающихся – это полноправная структурная единица воспитательной системы нашего учреждения, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решать рад педагогических задач, которые стоят перед учреждением в целом. Важность и значимость дополнительного образования в школе-интернате определяются тем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья школа – единственное место, обеспечивающее занятость и содержательный досуг во второй половине дня.
Дополнительное образование осуществляется по декоративно-прикладному, социально-культурному направлениям. В учреждении функционируют:
— вокальная группа «Веселые нотки» – руководитель, педагог дополнительного образования Наталья Валерьевна Сафронова. На занятиях по вокальному пениюпедагог старается повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры обучающихся;
— ансамбль народной песни «Куделица» – руководитель, педагог дополнительного образования Ирина Алексеевна Чуприкова. Хоровое пение воспитывает у обучающихся такие качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту народной песни, традиций Донского края;
— бисероплетение «Все для дома» – руководитель, педагог дополнительного образования Оксана Александровна Бычкова. Этот вид декоративно-прикладного искусства тесно связан с жизнью человека, обучающиеся получают представления о значении бисерного рукоделия, учатся делать работы из бисера, развивают способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с данным видом творчества;
— художественное вышивание «Рукодельница»– руководитель, педагог дополнительного образования Мария Афанасьевна Богдашова. Занимаясь художественной вышивкой обучающиеся приобретают навыки искусства вышивания, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства, приобщаются к национальной культуре нашего народа, знакомятся с разнообразными видами вышивки.
Наравне с дополнительным образованием широко развита кружковая работа по спортивно-оздоровительному направлению, изобразительной деятельности, хореографии, профориентационной и просветительской деятельности. Систематически обучающиеся занимают призовые места, награждаются грамотами, дипломами в областных, всероссийских и городских конкурсах. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося – это формирование у них стремления радовать окружающих. Это становится источником формирования личности, дисциплинирует детей, создает у них уверенность, учит коммуникабельности. Вся работа педагогического коллектива ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 12 направлена на создание условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, на возможность воспитанников увидеть результат своего труда, от которого они подчас приходят в восторг. Коллективу учреждения приятно получать благодарности за своих питомцев. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, таланты, найти то, что ребенку интересно. И если ребенку интересно, то, конечно же, он стремится туда, где ему хорошо и комфортно — в школу, а за этим последуют и результаты в учёбе. Практика работы дополнительного образования в ГКОУ РО Гуковской школе-интернате № 12 показывает, что рациональная организация дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию обучающихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития и дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.
Н.А. Кипа, заместитель директора по воспитательной работе