(лат. Martius). В календаре древних римлян год начинался с месяца, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом — по своему порядковому номеру. После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом (лат. Mars), в честь древнеримского бога Марса, отца Ромула. Марс был богом войны, но, в тоже время, и в более древнем своем значении, он был богом землепашцев, сельских тружеников. Современное наименование марта пришло к нам из Византии. А до этого в Древней Руси его величали «брезень» — злой для берез, тек как в этом месяце жгли березу на угли.
В русском народном календаре назван март протальником. Талая вода — «снежица», по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. И стены дома обновлялись, набирали силу домашние растения, а больного человека оставляла худоба, хвороба. Известны и другие названия этого месяца, связанные с явлениями природы: зимобор, каплюжник, сухий (от ветров высушивающих влагу), берeзол или березозол, пролетний — с этого месяца начиналась весна, предвестница лета. Хотя сам март — не весна, а предвесенье.
Другие славянские названия: бржезень, марзец, сушец, позимский, третник (то есть третий). У древих славян год распался на две половины — летнюю и зимнюю — и начинался с первого вешнего марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.
Еще март назвали: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник.
Дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог — «снега плющит настом». Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра.
В марте от земли теплый парок поднимается — отсюда появилось еще одно название — парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также — весновка и весновей.
Величали март и наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш — торопись на санках накататься вволю.
Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен.
С введением христианства церковный год начинался с марта, также как у древних евреев, египтян, греков, римлян — отголоски этого сохранились в названиях некоторых месяцев — сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь — означают в переводе с латинского языка, соответственно,- седьмой, восьмой, девятый и десятый.
По народным представлениям весна полностью вступает в свои права только после 14 марта, дня святой Евдокии.
Первыми признаками наступления весны принято считать движение соков в стволах деревьев, распускание почек. Еще не скоро зацветут первые цветы, а уже начинает оживать природа. Поэтому весну и называют «благодатная», «всеоживляющая».
Подсезоны весны. Весна по времени короче лета, но продолжительнее осени и зимы. Начинается она 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включая подсезоны:
1-17 марта — Перелом зимы;
18 марта — 15 апреля — Снеготаяние;
16 апреля — 5 мая — Оживление весны;
6-21 мая — Разгар весны;
22 — 31 мая — Предлетье.
В некоторых регионах исстари отмечали другие вехи весны: Предвесенье, Водополье, Пролетье и др.
Принято считать, что весна переменчива: «Весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с железных гор — с севера», «Весна да осень — на дню погод восемь», «Весна сутки мочит, а час сушит». «Красна весна, да холодна еще».
С начала апреля наступает поздняя весна, она благотворно влияет на урожай и развитие живой природы: «Поздняя весна не обманет».
Астрономическое начало весны, ее первый день — это день весеннего равноденствия, т. е. 21 марта.