В Госдуму РФ внесли так называемый «закон о приземлении» — законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России».
Информационное агентство «ДОН 24» выяснило, зачем он нужен государству и рядовым пользователям.
Новый закон с 1 января 2022 года обяжет всех владельцев информационных ресурсов, суточная аудитория которых превышает 500 тысяч российских пользователей, создать в России филиалы, открыть свои официальные представительства или учредить юридические лица.
Эти компании станут основным каналом связи между головным офисом иностранной компании и российскими регуляторами. Сейчас такого канала связи нет — иностранные платформы зарабатывают миллиарды рублей на российском рынке, но ответственности за деятельность головных холдингов не несут.
Ранее первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко на ИТ-завтраке, который прошел в рамках Российского интернет-форума, привел в качестве примера несоблюдения российских законов реакцию на обращение Роскомнадзора ООО «Гугл» и социальной сети TikTok.
Так, ООО «Гугл» сообщил, что не имеет отношения к головной компании Google LLC и не может дать ответ за ее действия. А TikTok массово предлагал детям 14 лет политический контент, даже если они ранее не проявляли интересов к этой теме. Вопросы властей и в этом случае остались без ответа — выяснилось, что представительство TikTok в России не имеет юридических полномочий.
Также создание равных условий для иностранных и российских игроков IT-рынка поможет последним развиваться более интенсивно, ведь сейчас преимущество зарубежных компаний иногда связано с возможностью игнорировать российские законы.
Как отметил министр цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области Евгений Полуянов, закон нужен не только властям и бизнесу. «Сейчас гражданам России сложно защитить свои права в суде в случае, к примеру, блокировки аккаунтов. Создание иностранными компаниями юридических лиц в России позволит решить эту проблему», — пояснил он.
После создания российских представительств, у властей появится возможность воздействия на нарушителей, в том числе информирование пользователей о не соблюдении закона компанией, запрет на рекламу ресурса, ограничение его денежных переводов, частичная или полная блокировка.
При этом Россия, при введении «закона о приземлении» не будет пионером, отметил донской министр цифрового развития.«Наша страна использует международный опыт. Многие государства уже ввели жесткие меры по «приземлению» международных компаний на своей территории и получили положительный эффект», — резюмировал Евгений Полуянов.
Как сообщает РБК, сейчас иностранные корпорации занимают существенную долю на российском рынке: поисковую систему Google предпочитают около 56% российских пользователей, видеохостинг YouTube — третий по популярности сайт в России, второе и третье места по популярности среди соцсетей занимают Facebook и Twitter, которые не имеют в России представительств, «а действующие в стране ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний».