В этом году исполнилось 85 лет со дня pождения Кима Аведиковича HАЗАРЕТОВА (1936‑1993), джазового музыканта, композитора, педагога. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Пpофессоp Назаретов заведовал кафедpой эстpадно-джазовой музыки Ростовской консеpватоpии имени С. В. Рахманинова. Инициатор проведения в Ростове-на-Дону первых фестивалей биг-бэнда (1984, 1987, 1989). Организатор Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей; занимался вопросами джазового образования во Всесоюзной джазовой федерации; член жюри джазовых конкурсов в России и за рубежом. Его именем в Ростове-на-Дону названа детская джазовая школа, на доме, где жил музыкант, установлена памятная доска.
Ким Аведикович Назаретов родился 24 августа в Ростове-на-Дону. Несколько непонятное для сегодняшнего поколения имя «Ким» в 1936 году было достаточно частым и расшифровывалось очень просто: Коммунистический интернационал молодежи. И так уж случилось, что такое хорошее советское имя теснейшим образом связалось с нехорошим буржуазным словом «джаз».
На вопрос «когда и почему», Ким отвечал очень просто:
— Джазом я начал заниматься с середины 50-х. Толчком, вероятно, послужило то, что после постановления 48-го года джаз был под запретом. А то, что запретно, всегда привлекательно.
Ким Аведикович прошел все соответствующие ступени полного музыкального образования. В 1956 году Ким Назаретов с отличием заканчивает музыкальное училище и поступает в Харьковскую консерваторию. В Харькове Ким создает свой первый оркестр «Дружба». Весьма своеобразную профессиональную оценку этому интернациональному (в нем играли студенты Германии, Польши, Чехословакии, Румынии) коллективу дал Александр Броневицкий: свой ленинградский ансамбль он назвал так же — «Дружба». Репертуар черпали из передач Уиллиса Коновера «Час джаза» и трофейных фильмов — таких, как «Серенада Солнечной долины» и «Джордж из Динки-джаза».
С октября 1960 г. Ким Назаретов начинает сотрудничество с Харьковским ТЮЗом: сначала как дирижер оркестра, затем — заведующий музыкальной частью. За три года он написал музыку к восьми спектаклям.
Окончание консерватории (1961) совпало с конкурсом пианистов-выпускников консерваторий Украины, Молдавии и Белоруссии, на котором Ким занимает первое место. Но, пожалуй, самым ярким событием харьковского периода была встреча с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре неожиданно заболел пианист. Ким согласился на замену. Ему объяснили, что играть, и выдали концертный костюм чуть ли не на три размера меньше. Но это нисколько не помешало первому большому успеху Назаретова.
Харьков в то время был достаточно крупным культурным центром страны с весьма напряженной концертной жизнью. Поэтому о Киме знали многие и даже пытались «заманить» к себе: Константин Орбелян уговаривал идти в Государственный оркестр Армении, Эдди Рознер — в свой оркестр Белоруссии. Но родители Кима настаивали на возвращении в Ростов-на-Дону.
В августе 63-го семья Назаретовых переезжает в Ростов. Ким работает в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Но джаз его по-прежнему «не отпускает». Да и мечта о создании джаз-оркестра в Ростове вдруг показалась совершенно реальной. Уже в сентябре благодаря помощи друга — саксофониста Владимира Попова — был сформирован первый состав, который через полтора месяца показал свою небольшую программу в кинотеатре «Россия» приехавшему на гастроли в Ростов-на-Дону оркестру Олега Лундстрема. Вот с этого все и началось.
Летом 64-го оркестр стал выступать в парке им. Октябрьской революции на танцплощадке «Мелодия» и под этим названием жил довольно долго. Коллектив не имел «постоянного места жительства», скитался по всевозможным ДК, что, однако, не мешало делать новые программы и регулярно показывать их в городе. Одновременно Ким Назаретов работает в театрах.
В начале 70-х джазменов России потрясли два события. В 1971 году в страну приехал легендарный Дюк Эллингтон со своим уникальным оркестром солистов, а через год — оркестр под управлением трубача и композитора Теда Джонса и барабанщика Мела Луиса. «Живое» исполнение кумиров, конечно же, всколыхнуло творческий потенциал Ростовского джаз-оркестра Кима Назаретова. Музыканты стали искать свой саунд, свою индивидуальную манеру исполнения. Обогатился и расширился репертуар.
Наступил судьбоносный для истории отечественного джаза 74-й год: решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения (ЭДО). В отличие от других учебных заведений, в которых ЭДО прикрепились к фортепианному или духовому отделениям, в Ростове-на-Дону оно сразу стало самостоятельным, поэтому и считается официально «первым в России». Открывали его директор РУИ А.И.Безродный, пианист К.Назаретов и тромбонист В.Кутов (в последствии — худрук Ростовского джаз-оркестра К.Назаретова).
В 1983-м году ростовский биг-бэнд Кима Назаретова вместе с творческой группой кинематографистов студии «Владикавказ-телефильм» совершают большое концертное турне по России и Северному Кавказу, которое завершилось в московском Государственном театре эстрады.
В апреле 1984 года Ким Аведикович проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны, на который, помимо коллективов, приехали корифеи отечественного джаза: А.М. Котлярский, В.Е. Терлецкий, Ю.С. Саульский, В.Н. Людвиковский, Г.А. Гаранян.
В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нем биг-бэнда К.Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А.Назаретову звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В январе 1992-го года Киму Аведиковичу Назаретову впервые в России присвоено ученое звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки. В этом же году 15 июля был утвержден муниципальный музыкальный центр, а сам биг-бэнд Кима Назаретова наконец получил статус профессионального коллектива.
Кима Аведиковича всегда отличала активная жизненная позиция, а диапазон его возможностей, казалось, был безграничен: от участия вместе с оркестром в съемках фильма «Мурад Кажлаев — ритмы и годы» до организации в Ростове-на-Дону 1 -го в стране фестиваля биг-бэндов и в 1990 году конкурса молодых джазовых исполнителей.
Идея проведения в Ростове-на-Дону фестиваля больших джаз-оркестров вполне логична. Во-первых, за Ростовом с довоенных времен тянется шлейф «города оркестров». Во-вторых, Ким сам больше тяготел к богатой оркестровой палитре, нежели к малым составам.
Ким любил оркестр. Любил самозабвенно и всеобъемлюще. Бэнд-лидер совершенно непостижимым образом умудрялся вселять веру в непременное и скорое хорошее будущее. Любовь порождала любовь, а вера — веру. Вместе с тем Ким сумел не только инспирировать искренние чувства самих музыкантов, но и сформировать собственную слушательскую аудиторию. Созданию единого творческого процесса «исполнитель — слушатель — исполнитель» Ким всегда уделял большое внимание и считал его непременным условием успеха развития джаза и его аккумуляции на Дону:
— Для джазового коллектива, как ни для какого другого, важно такое качество, как единство. Когда оркестранты не просто коллеги и товарищи, а единомышленники. Только тогда можно играть искренне. Важно чувство партнера, который хорошо понимает тебя, настроен на ту же эмоциональную волну. Причем чувство партнера двуединое: партнер в зале и партнер в оркестре. Мы должны чувствовать, что в зале сидят люди, которые в эту минуту думают так же, как и мы. Иначе импровизация не возникнет. Ведь в момент игры джазовый музыкант выступает и как композитор, и как исполнитель. А коль в душе нет чувства подъема, эмоционального напряжения, не будет и импровизации. Джаз почти невозможно слушать в одиночестве. Надо непременно с кем-то общаться, сопереживать, почувствовать, что это сопереживание свойственно и человеку, сидящему рядом. Это духовное внутреннее общение. И вот оно должно быть и в оркестре, и в зале. Только в этом случае возникнет музыка джаза.
В общей сложности через джаз-оркестр Кима Назаретова прошло около 500 музыкантов. В разное время с ним выступали саксофонисты Георгий Гаранян (Москва) и Анатолий Вапиров (Варна, Болгария), мультиинструменталист Давид Голощекин (Ленинград) и трубач Валерий Колесников (Донецк, Украина), тромбонист Виктор Бударин (Новосибирск) и певица Лариса Долина (Москва)…
Джаз-оркестр Кима Назаретова с завидным постоянством появлялся на джазовых фестивалях в Москве и Ленинграде, Донецке и Кривом Роге, Одессе и Ярославле, Ереване и Тбилиси.
В мае 93-го Назаретов вывез оркестр в Москву на Международный джазовый фестиваль биг-бэндов, проводимый в Театре Эстрады. В фестивале приняло участие семь биг-бэндов. Ким остался доволен часовым выступлением своего коллектива. А 18 июля 1993 года его не стало.
Ни одна из идей Кима Аведиковича не канула в лету. В ноябре 1993 года открылся Муниципальный киноконцертный центр, которому было присвоено имя Кима Назаретова. Через два года в Ростове появилась первая в России детская джазовая школа им. Кима Назаретова. Ким ушел непозволительно рано — в 56 лет. Но его имя и поныне на устах.
Слова песни «Я живу любя, и все!» — можно считать девизом Кима Назаретова.
Его сын, Петр Кимович Назаретов, пошел по стопам отца и всю жизнь посвятил музыке. Окончил Ростовское училище искусств, а потом и Ростовскую консерваторию им. С. В. Рахманинова по классу академического фортепиано. С 1984 играл в оркестре отца, с этого же года начал преподавать в консерватории джазовые дисциплины. В 1993 был избран заведующим кафедрой эстрадно-джазового образования. В 1995 вместе с Аркадием Олейниковым собрал в консерватории биг-бэнд.
Лауреат джазовых фестивалей. Автор музыки к фильмам. Руководил оркестром им. К. Назаретова Ростовской филармонии. Сейчас в основном — преподаватель джазовой кафедры Ростовской консерватории.
По материалам сайтов: Люди — биографии, истории, факты, фотографии, Краеведческий альманах «Донской временник», Jazz-квадрат