125 лет назад родился Евгений Львович Шварц. Историки отмечают, что творческий путь Е.Л. Шварца, по чьим пьесам поставлены фильмы «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон» и другие, начался в Ростове. Это уже потом Шварц переехал в Петроград, где начал писать сказки и пьесы.
В Ростове же Евгений Шварц начинал не с литературы, а с театра. Ради того, чтобы играть на сцене никому не известной Ростовской театральной мастерской, он бросил юридический факультет Московского университета. Это был отчаянный шаг молодого человека, который не мыслил своей жизни без сцены. Но, обо всем по порядку…
Биография
Евгений Львович Шварц родился 21 (9 по старому стилю) октября 1896 года в Казани в семье врача Льва Борисовича Шварца и Марии Фёдоровны Шелковой. Перед женитьбой отец принял православие. Детство Жени прошло в Майкопе, в раннем возрасте проявилась у него тяга к сказкам и чудесам. И непременным условием был хороший финал, чтобы добро побеждало зло. Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем.
Евгений вырос весёлым, остроумным и начитанным юношей. В 1913 году окончил Майкопское реальное училище. В 1914‑1916 годах он учился на юридическом факультете Московского университета, но недолго. Творческая натура требовала другой профессии, и молодой человек увлёкся театром. Потом исчез из Москвы на несколько лет.
Об этих годах сам Евгений Львович нигде и никогда не упоминал. Даже в своих воспоминаниях он пропустил это период, лишь пояснив, что не хочет рассказывать о тех годах. Сравнительно недавно появились сведения о том, что, возможно, Шварц служил в Белой армии и участвовал в Ледяном походе Корнилова из Ростова-на-Дону на Екатеринодар. Пострадал от тяжёлой контузии, после госпиталя демобилизовался. Осталось неизвестным, ушёл ли Евгений Шварц в армию добровольцем или был призван. После демобилизации в Ростове-на-Дону снова вернулся в театр.
Играл в актерских коллективах Екатеринодара (ныне ‑ Краснодар). В 1917 году участвовал в создании театра «Театральная мастерская» (Ростов‑на Дону) под управлением Павла Вейсбрёма.
Театральная мастерская — небольшой театр, который появился в Ростове во время гражданской войны. В 1920 году его участники оккупировали купеческий особняк семьи Черновых на Большой Садовой. Евгений Шварц вспоминал, что случилось это не без участия самих хозяев.
После занятия Ростова-на-Дону большевиками зимой 1920 года в мае того же года был мобилизован в армию и зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
В 1920 году женился на актрисе Гаянэ Халайджиевой (по сцене Холодовой, 1898—1983), перед браком крестился в Армянскую апостольскую церковь, потом несколько лет в его паспорте было написано: «Евгений Львович Шварц, армянин». Поступил в ростовский университет. После демобилизации Шварц с женой продолжали выступать в труппе «Театральная мастерская». Однако, гастроли труппы в голодной советской провинции не приносили никакого дохода.
В Ростове-на-Дону будущий драматург стал подрабатывать корреспондентом в местных газетах.
Ростов определил многое в жизни Евгения Шварца. Играя с женой главные роли в гумилевской «Гондле», актеры были ошеломлены, узнав, что Николай Гумилев, будучи проездом в Ростове, решил посмотреть постановку своей пьесы. Кстати, впервые «Гондла» была поставлена именно на ростовской сцене, задолго до первой постановки в Петрограде.
Гумилеву понравилась игра актеров, и он обещал посодействовать переводу театра в столицу. В 1922 году Театральная мастерская переехала в Петроград, получив статус государственного театра. Так закончился ростовский период в жизни будущего знаменитого драматурга.
На новом месте не сложилось: петроградские власти заявили о «нереволюционном» репертуаре театра, и он был переведен на самоокупаемость. Молодые актеры разбежались по другим театрам. А Евгений Шварц, покинув сцену, ушел в литературу. Работал продавцом в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарем Корнея Чуковского. В этот же период он сблизился с группой «Серапионовы братья».
Шварц выступал как актер‑импровизатор, конферансье, режиссер и автор совместно с Михаилом Зощенко и Львом Лунцем шуточных представлений в Доме искусств.
А через некоторое время познакомился с одним человеком, который стал одновременно его лучшим другом и закадычным врагом. Евгений Шварц приехал в Бахмут (ныне Артемовск) погостить к родителям и прихватил с собой еще одного писателя — Михаила Слонимского. В то время секретарем газеты «Всесоюзная кочегарка» был донской казак из станицы Каменской Николай Олейников.
В 1923 году Шварц выступил в печати как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете «Кочегарка». Олейников обладал очень редкой для творческого человека чертой характера — пробиваемостью.
Вернувшись в Петроград, Шварц стал работать в Детском отделе ГИЗа и устроил сюда своего бахмутского приятеля. С.Я. Маршак, руководитель этого отдела, а, следовательно, их непосредственный начальник, вскоре заметил: «Берегись Николая Олейникова, чей девиз — никогда не жалей никого». И, тем не менее, в пору «веселого детства детской литературы», по выражению Николая Чуковского, еще ничто не омрачало их дружбы. В двадцатые годы «это была неразлучная пара, — вспоминал Л.Пантелеев. — Много лет в наших литературных кругах Шварц и Олейников звучало как Орест и Пилат, Ромул и Рем или Ильф и Петров».
В 1924 в журнале «Воробей» вышла написанная в стихах первая сказка Шварца «Рассказ старой балалайки». Сказка получила одобрение Самуила Яковлевича Маршака, ее отметил Осип Мандельштам.
Летом 1929 года писатель встретился с Катей Обух, женой композитора Александра Зильберта, брата Вениамина Каверина, который, собственно, и поспособствовал их знакомству. Так, почти через десять лет после первой женитьбы писатель снова влюбился, внезапно и навсегда. Через полгода они поженились и прожили вместе тридцать лет, до кончины Евгения Львовича. Екатерина Ивановна была для него не просто женой и другом, но и музой, которая заставляла его мечтать и созидать, верить в добро и во всепобеждающую силу любви.
Супруги вместе прошли через множество испытаний, пережили войну, немилость и критику властей. Но в жизни сказочника всегда была Катя. Он не знал, как можно рассказать о своей любви, а позже облёк свои чувства в слова, на протяжении 10 лет нанизывая их на ниточку повествования своей пьесы «Медведь», получившей впоследствии название «Обыкновенное чудо».
В 1925‑1931 годах Шварц был редактором детского отдела Госиздата. В конце 1920 х годов Шварц обратился к драматургии. Большинство его пьес было поставлено в Ленинграде. В 1929 году он написал свою первую пьесу «Ундервуд», в 1933 году вышла его вторая пьеса — «Клад», в 1934 году в журнале «Звезда» была напечатана сатирическая пьеса «Похождения Гогенштауфена», рассказывающая о жизни одного из советских учреждений.
Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Ганса Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. В этой манере он написал пьесы «Голый король» (1934, опубликована 1960), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940).
В годы Великой Отечественной войны (1941‑1945) писатель создал пьесу «Одна ночь» (1942) о защитниках блокадного Ленинграда, пьесу «Далекий край» (1942) об эвакуированных детях. В 1944 году в эвакуации в Душанбе он завершил ранее начатую пьесу‑памфлет «Дракон» — одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Премьеру сыграли в 1944 году в Москве, куда Театр комедии приехал из эвакуации. Дело ограничилось одним спектаклем, так как бдительные чиновники, по словам Акимова, «увидели в пьесе то, чего в ней вовсе не было…» В следующий раз на сцене ленинградского Театра комедии «Дракон» был поставлен режиссером Николаем Акимовым через 18 лет, в 1962 году.
В послевоенные годы в драматургии Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. В этой манере написаны пьесы «Обыкновенное чудо» (1956), «Повесть о молодых супругах» (1958). Всего Шварц написал около 25 пьес.
С 1930‑х годов писатель сотрудничал с киностудией «Ленфильм».
По сценариям Шварца были созданы фильмы, отличающиеся тонким юмором, необычностью ситуаций, живостью характеров: «Доктор Айболит» (1939), «Золушка» (1947), «Марья‑искусница» (1960), «Каин XVIII» (1963, совместно с Николаем Эрдманом), «Снежная королева» (1967). Герои его сценариев — добрые и смелые люди, борющиеся за высокие благородные идеалы, побеждающие зло. С особой силой это проявилось в его последнем сценарии «Дон Кихот» по Мигелю Сервантесу. В 1957 году по нему был снят одноименный фильм режиссером Григорием Козинцевым. Среди других сценариев — «Разбудите Леночку» (1934, совместно с Николаем Олейниковым), «Первоклассница» (1948). По пьесам Шварца поставлены фильмы «Сказка о потерянном времени» (1964), «Обыкновенное чудо» (1965 и 1978 — телефильм), «Тень» (1972).
В конце 50-х годов писатель жил в поселке Комарово, работал над книгой мемуаров и дневниками, которые были опубликованы после его смерти в книге «Живу беспокойно» (1990).
С 1955 года по 1956 год Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» — уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. «Телефонная книжка» впервые полностью опубликована в 1997 году.
15 января 1958 года Евгений Шварц скончался в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Писатель и драматург был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Цитаты из произведений Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Сказка о потерянном времени»,
сценариев к кинофильмам «Золушка», «Снежная Королева»
О человеке
Слушайте, люди ужасны, когда воюешь с ними. А если жить с ними в мире, то может показаться, что они ничего себе.
Человек из мертвого камня сделает статую — и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай еще более живое. Вот это работа!
Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам.
Шантажиста мы разоблачили бы, вора поймали бы, ловкача и хитреца перехитрили бы, а этот… Поступки простых и честных людей иногда так загадочны!
О жизни
Когда теряешь одного из друзей, то остальным на время прощаешь все.
Единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного.
Ах, сколько треволнений, сколько забот. Нет, быть в отчаянии — это гораздо приятнее. Дремлешь и ничего не ждешь.
Настоящая война начинается вдруг.
Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, мой милейший.
Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
Давайте принимать жизнь такой, как она есть. Дождики дождиками, но бывают и чудеса, и удивительные превращения, и утешительные сны.
О главном
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса.
Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них.
Ничему и никому не верить — это смерть. Все понимать — это тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.
Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте — и вы будете так счастливы, что это просто чудо!
Евгений Шварц — писатель и драматург, подаривший миру множество сказочных историй для детей и взрослых. Настоящая мировая слава пришла к нему уже после смерти, и с каждым новым десятилетием его произведения становятся все популярнее.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников: moi-goda.ru, culture.ru, knigi.mirtesen.ru, ростовгород.рф, 161.ru, seance.ru