Ввести повышенную ответственность за повторное управление автомобилем водителем, лишенным прав, вплоть до уголовной и конфискации автомобиля, предлагают депутаты. МВД, Минюст, Генеральная прокуратура и даже Верховный суд поддержали подобные поправки. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по подготовке изменений в законодательство в части установления ответственности за опасное вождение.
Как отметила вице-спикер, поправки устанавливают повышенный административный штраф за повторное управление автомобилем без прав. Уголовную ответственность — за вождение без прав в третий раз в случае, если человек сел за руль пьяным, выехал на встречную полосу или превысил скорость. А также конфискацию транспортного средства по решению суда у лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости, или лиц, которые ранее неоднократно привлекались за вождение без прав. То есть у тех, кто, учитывая уже совершенные преступления, снова садясь за руль, фактически превращают автомобили в орудие преступления.
Представители министерств на заседании сами заявили о поддержке этого законопроекта. На заседании было сообщено о том, что его поддержал Верховный суд. Ранее Верховный суд выступал против конфискации транспортного средства, указывая, что орудием совершения преступления его можно считать только в том случае, когда человек сознательно, например, сбил другого человека насмерть. Даже совершение смертельного ДТП в нетрезвом виде считается преступлением, совершенным по неосторожности. То есть без умысла. Но теперь, похоже, позиция Верховного суда изменилась.
МВД давно настаивало на необходимости введения такого наказания, как конфискация транспорта для тех, кто неоднократно попадался нетрезвым за рулем. Но проблема заключается и в том, что не всегда нетрезвому водителю принадлежит автомобиль.
Поэтому в проекте нового Административного кодекса, который разрабатывается Минюстом, предусматривается административная конфискация транспортного средства именно у собственника автомобиля. Согласно ей, если водитель попался нетрезвым за рулем, его лишат прав, а собственника автомобиля предупредят. Если такой водитель снова попадется за рулем этой же машины в нетрезвом виде, то он получит уголовный срок, а у собственника конфискуют автомобиль.
Проект, который предложен сейчас, предусматривает иной порядок и распространяется не только на нетрезвых водителей. Если водитель был лишен прав и попался за рулем во время лишения, он получит наказание по части 2 статьи 12.7 КоАП. Штраф 30 тысяч или арест до 15 суток. Если он снова попадется, будучи лишенным прав, но не за пьянку, за рулем, то его осудят уже по части 4 статьи КоАП, которая добавлена в проект. Штраф вырастет до 100 тысяч рублей. А если он снова, все еще лишенный прав, попадется за рулем, то ему уже будет грозить новая уголовная статья 264.3. И она уже будет предусматривать конфискацию автомобиля. И не важно, собственник этот нарушитель или нет.
То есть, по сути, водитель должен совершить четыре нарушения, за которые грозит лишение прав, и тогда его навсегда освободят от транспортного средства.
Но это не касается нетрезвого вождения. Если водитель лишенный прав за пьянку попадется второй раз нетрезвым за рулем — он становится уголовником по ныне существующей статье УК 264.1. И в нее тоже вносятся поправки, в соответствии с которыми у такого нарушителя конфискуют машину. То есть, за управление в нетрезвом виде достаточно только два раза попасться в руки инспектору, чтобы растаться с колесами.
Водитель должен совершить четыре нарушения, за которые грозит лишение прав, и тогда его навсегда освободят от транспортного средства
Примечательно, что этот законопреокт не предусматривает конфискацию автомобилей за ДТП в нетрезвом виде. То есть, если автовладелец совершил пьяным ДТП с пострадавшими, которые получили тяжкие повреждения, а может и погибли, конфискация машины ему не грозит. Понятно, он получит свое уголовное наказание, в том числе лишение прав. Но не лишиться автомобиля.
Однако, по общему решению не только рабочей группы, но и министерств проект одобрен. Теперь будет подготовлен доклад для Совета Госдумы. После чего соответствующему комитету будет поручено подготовить законопроект к слушаниям. Как отметил представитель этого комитета Дмитрий Вяткин, все замечания министерств будут учтены при подготовке законопроекта.
Ранее Ирина Яровая привела на своем сайте статистику, согласно которой в I полугодии 2021 года в суды поступило 52 607 дел по факту управления автомобилем теми, кто лишен такого права. В 2020 году был зафиксирован существенный рост подобных правонарушений на 25 процентов, и эта тенденция нарастает.
Осталось дождаться, когда эти поправки будут оформлены в законопроект и внесены в Госдуму.
Текст: Владимир Баршев
Источник: rg.ru