Один день из истории России: женщины-шахтеры

90 лет назад, в годы первых пятилеток, в СССР был разрешён труд женщин на шахтах. Позже именно на хрупкие женские плечи лег этот непосильный труд, когда мужчины защищали страну в Первую мировую и Великую Отечественную войны.

В дореволюционной России женский и детский труд активно применялся, так как оплачивался ниже, чем труд взрослого мужчины. Но, согласно Горному Уставу, женщины и дети не допускались к подземным и ночным работам.
Ситуация резко изменилась в начале Первой мировой войны: в связи с острой нехваткой рабочей силы официально было разрешено применение на подземных работах женского и детского труда.

После революции, когда страну пытались ускоренными темпами поставить на рельсы индустриализации и прочего светлого будущего, правительство не видело смысла ограничивать женский труд. В 1931 году был опубликован специальный «Список профессий и должностей, на которых применение женского труда должно быть разрешено». В дальнейшем этот список был признан недостаточным и в 1938 году был опубликован более гибкий «Список работ, к которым допускаются женщины».

Во время Великой Отечественной войны, когда женщины должны были снова взять на себя большую часть труда, списки свое значение потеряли. Несмотря на существование известной Конвенции, принятой Международной организацией труда и устанавливающей ряд производств, в которых женский труд не должен применяться, женщины в СССР стали привлекаться на все производства и на все работы без всякого исключения.

С началом Великой Отечественной войны появились лозунги: «Жена должна занять место мужа, сына, отца, брата». Женщины в большом количестве присоединились к мужчинам на угольных шахтах. Например, с июля по декабрь 1941 года количество женщин на шахтах Кузнецкого бассейна увеличилось с 11 600 до 15 900, из которых 2600 работали непосредственно на угольном забое. Позже женщины-шахтеры всенародно дали клятву: «Каждый день выполнять две нормы: за себя и за воюющего или погибшего отца, брата, мужа, любимого».

Женщины-шахтеры не просто работали не покладая рук, но и устанавливали рекорды. Зимой 1944 года Мария Гришутина за смену нарубила 40,6 тонны угля — 11,5 нормы. 19-летняя девушка, конечно, не «дотянула» до рекорда Алексея Стаханова, который в ночь с 30 на 31 августа 1935 года добыл за смену 102 тонны угля — 14 тогдашних «мужских» норм. Но Стаханов работал отбойным молотком, а двое его напарников крепили за ним выработку и убирали добытый уголь. Советским воинам так запомнился подвиг Марии, что они прикрепили портрет знаменитой горнячки Гришутиной на щит пушки, стрелявшей в мае 45-го по Рейхстагу.

С 1943 по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало до 80 % женщин. Всего на подземных работах в военные и послевоенные годы работали примерно 250 тысяч женщин. Медалью «За восстановление угольных шахт Донбасса» награждено 46 300 человек, из них больше половины — представительницы теперь уж совсем не слабого пола.

Лишь спустя 10 лет, в 1957 году вышло постановление Совмина СССР и ВЦСПС «О мерах по замене женского труда на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений». Но с женским трудом отрасль еще не была готова расстаться. На протяжении 1958 года на поверхность было выведено около 41 тысячи человек, а на 1 января 1960 года под землей еще оставалось работать 51 тысяча женщин. Окончательно с подземных работ женщины были выведены в 1966 году.

В угольной промышленности СССР звания Героя Социалистического Труда удостоены шесть женщин-шахтеров: Ольга Скачкова, Прасковья Александрина, Вера Логвинова, Надежда Григоренко, Бибижамал Омарова и Мария Русанова. В других горнодобывающих отраслях — Ирина Гусенцова.

По материалам из открытых источников

Маргарита Качура

Звезда Гуково