Один день из истории России: «Недоросль»

5 октября 1782 года в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу, ныне Марсово поле, по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества Екатерины II по письменному дозволению от правительства» была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина.

Бенефициант выступил в резонерской роли полковника Стародума, вошедшей в число его коронных работ. А автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому — «Успех был полный».

Фонвизин работал над пьесой около трех лет и закончил ее в 1781 году. Драматург не оставил свидетельств о создании «Недоросля». Единственный рассказ, посвященный созданию комедии, был записан много позже первым биографом Фонвизина Петром Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина.

«Пересказываю со слов самого автора, что, приступая  к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слово «зацепы», подслушанное им на поле битвы».

Эта пьеса является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой 18 века на русской сцене, а также и последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трех лет. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства.

Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена: Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин.

Огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат: «Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды». Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы.

По материалам rus.team, semyaivera.ru

Маргарита Качура

Звезда Гуково