Русский ученый Юрий Кнорозов (19.11.1922 – 30.03. 1999) после войны смог дешифровать иероглифическое письмо майя. Так стали доступны уникальные источники, которые позволили выяснить, какими знаниями о мироздании располагали древние индейцы. Работа над иероглифическими текстами позволила понять, как индейцы верили в реинкарнацию, как вписывали свою конечную жизнь в бесконечность космоса, как происходило общение между мирами живых и мертвых.
Юрий Валентинович Кнорозов родился под Харьковом в семье русских интеллигентов, он был младшим — пятым ребенком. В детстве играл на скрипке и даже участвовал в городских конкурсах, но позже забросил это увлечение и заинтересовался биологией. После школы-семилетки Юрий Кнорозов поступил на рабфак при Втором Харьковском медицинском институте. Он учился на отлично и собирался стать психиатром. Но уже шла Вторая мировая война, медицинские университеты готовили прежде всего военных врачей, и будущий ученый не прошел обязательную медкомиссию: подвело здоровье. В 1939 году Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. С началом войны Украина была оккупирована, и Кнорозов оказался в Москве. В 1943 году он учился уже на историческом факультете МГУ. Затем был призван в армию, где служил под Москвой, телефонистом 158 артиллеристского полка резерва ставки главнокомандующего.
Сразу после войны закончил исторический факультет МГУ, изучал этнографию: шаманизм Средней Азии, египетский язык, древние системы письма и иероглифику. Его дипломная работа была посвящена шаманским практикам, как и первая публикация, вышедшая в 1949 г. в журнале Советская Этнография: «Мазар Шамун-наби». Но уже тогда Ю.В. Кнорозов всерьез увлекся дешифровкой письма майя, вопреки общему скептическому настрою.
— То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!, — считал ученый.
Основным источником для работы с письмом письма майя послужили две книги, видимо не случайно оказавшиеся в его руках: «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды в публикации Брассера де Бурбура (Landa Diego de. Relation des choses de Yucatan. Par l’abbé Brasseur de Bourbourg. Paris, 1864) и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта. (Villacorta J.A., Villacorta A. Códices mayas, Dresdensis, Peresianus, Tro-Cortesianus, reproducidos y desarrollados por J. Antonio Villacorta y Carlos Villacorta. Guatemala, 1930.)
В поступлении в аспирантуру МГУ Ю.В. Кнорозову было отказано, и потому дешифровку древнего письма майя молодой ученый продолжил уже в Ленинграде, куда он перебрался в конце 40-х годов. В это время он и жил и работал в Музее этнографии народов СССР, разбирая пострадавшие при бомбардировках коллекции.
Как рассказала дочь Юрия Валентиновича, Екатерина Кнорозова, выстроить систему дешифровки ему удалось благодаря математическому складу ума.
В комнате-пенале, где едва хватило места для письменного стола, Кнорозов занялся письменностью майя. Чтобы расшифровать древний язык, сначала нужно было определить тип письма и понять, что означает каждый знак — букву, слог или слово. Ученый выяснил, что каждый из 355 знаков означает слог.
Юрий Кнорозов догадался, что знаки совпадают по звучанию с буквами испанского алфавита. Так ученому удалось прочитать слог «le». Проверить правильность дешифровки можно было методом перекрестного чтения: знак в любом тексте должен был читаться одинаково, не искажая при этом смысла. В распоряжении Кнорозова были копии трех так называемых кодексов майя — иероглифических рукописей. Кодексы назвали по городам, в которых они хранятся: Дрезденский, Парижский и Мадридский. Надписи сопровождались рисунками, что тоже помогало понять смысл текстов. По ним ученый проверял, правильно ли он расшифровал слоги.
В октябре 1952 года в журнале «Советская этнография» вышла статья «Древняя письменность Центральной Америки» — и газета The New York Times моментально выпустила материал, который рассказывал об открытии советского ученого.
В марте 1955 года С.П. Толстов и С. А. Токарев организовали Кнорозову защиту диссертации. Ее тема звучала так: «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды как этноисторический источник». В своем труде ученый доказывал, что у индейцев майя была выстроена государственная система и существовало фонетическое письмо. В результате Кнорозову присвоили звание не кандидата, а сразу доктора исторических наук, что случалось очень редко. А потом он стал и лауреатом Государственной премии, и был награжден медалью «За трудовое отличие».
Многие ученые мира поддержали открытие и стали «кнорозовистами», как их назвал профессор Йельского университета Майкл Ко. Он даже приезжал в Ленинград, чтобы лично познакомиться с Кнорозовым. В своей книге «Взламывая код майя» Ко так описал советского ученого:
Самой удивительной чертой лица Кнорозова были его глаза цвета сапфира, глубоко посаженные под кустистыми бровями. Если бы я был физиогномистом XIX века, то совершенно точно сказал бы, что глаза эти выражают недюжинный интеллект… Несмотря на хмурый вид, Юрий Валентинович обладал ироническим, почти озорным чувством юмора и изредка позволял улыбке появляться на своем лице, как если бы она была лучом солнца, прорезавшимся через черные тучи.
В Америке Юрий Кнорозов впервые оказался только в 1990 году, его пригласил президент Гватемалы Марко Винисио Сересо Аревало, он же вручил ученому Большую золотую медаль. Для Кнорозова организовали двухмесячный тур по стране.
В июне 1992 года Юрия Кнорозова пригласил Национальный институт антропологии в Мехико, и ученый наконец прилетел в Мексику. На тот момент ему было 70 лет. Исследователю показали национальные парки, пирамиды майя, археологические находки.
После этой поездки уже в Москве, в мексиканском посольстве, Кнорозова наградили орденом Ацтекского орла. Его вручали иностранцам за заслуги перед Мексикой.
Вторая поездка в Мексику длилась с 24 июня по 18 июля 1995 года. Кнорозов выступил на III Международном конгрессе майянистов в Четумале, прочитал курс лекций, посетил раскопки в Куикуилько, побывал на руинах Теотиуакана.
В последний раз Кнорозов ездил в Мексику в 1997 году. Он посетил так называемые «Четыре угла» — территории колониальной Новой Мексики, находящиеся под властью США: каньон Чако с памятниками культуры анасази, кивы Ацтеки и Меса-Верде, церемониальные сооружения индейцев, селение индейского народа зуни Акома. Ученый снова встретился с президентом Гватемалы, Альваро Арсу.
В 2018 году в мексиканском городе Мерида появился памятник Юрию Валентиновичу Кнорозову.
Более подробно о жизни гениального ученого можно прочесть на сайтах: knorosov.com, rg.ru, culture.ru
При подготовке статьи использована информация и фотографии из открытых источников