Конец года — время детских премьер: в преддверии новогодних елок и каникул в афишах появляются постановки, рассчитанные на юных зрителей. Кто-то пойдет в театр с родителями или бабушками, кто-то — с классом. Одно и то же зрелище для одних станет чудом, для других — испытанием на прочность: соседи по креслу будут шушукаться или реветь от страха в темноте, хрустеть чипсами, светить телефоном… Как вместе с ребенком подготовиться к посещению спектакля, чтобы не остаться разочарованным, рассказала худрук Театра кукол «Бродячая собачка» (Санкт-Петербург) Альфия Абдулина.
Какой зритель для артистов самый сложный?
Альфия Абдулина: Дети трех-четырех лет. С пяти они уже нормально сидят, смотрят, а маленьких очень сложно удержать. Конечно, дети бывают разные. Есть очень усидчивые, у нас в театр одного мальчика впервые привели в год и девять месяцев, когда в репертуаре еще не было специальных бэби-спектаклей. Он пересмотрел все постановки в категории 3+, в пять лет пошел на детскую оперу… Но много и тех, кто в четыре-пять лет не может высидеть 30-40 минут. Сейчас стало очень много гиперактивных детей. Они носятся, бывает, по залу, мамы ловят… И другие родители просят вывести таких зрителей, потому что они на самом деле мешают просмотру. Часто мамы переоценивают своих малышей. Приводят их в два с половиной года на спектакль, который лучше смотреть с трех-четырех лет, или в три года — на то, что мы рекомендуем для десятилетних… На наши возражения отвечают: «Мы все это перечитали, мы все понимаем». Но потом, бывает, просто тихонечко уходят во время спектакля.
В театре проводят какую-то специальную работу со зрителем?
Альфия Абдулина: В последнее время проявилась проблема со взрослыми: многие не читают, не знают детской классики. Если 20-30 лет назад детей приводили бабушки советской закалки, то сейчас с ними идут родители — поколение 1990-х. Они спрашивают, про что у нас «Краденое солнце», кто такой Чуковский. Мы стали у себя в соцсетях восполнять эти пробелы — допустим, в день рождения Маршака рассказывать, что он за писатель… Я часто общаюсь с директорами театров из других городов, все жалуются: если название спектакля незнакомое — детей не приведут. Когда мы ставили «Красную шапочку», сделали подзаголовок «Старая сказка на новый лад». Смотрим — ну не идет народ! Оставили короткое название — сразу залы битком… И нас еще спрашивают, отчего режиссеры не ставят пьесы современных драматургов. Потому что родителей не заманить!
В последнее время появилась проблема со взрослыми: не знают детской классики
Чтобы преодолеть это недоверие взрослых, мы проводили онлайн-читку рассказов, по которым делали одну из постановок. Берите эти записи, включайте ребенку как сказку перед сном, чтобы он знал, про что будет спектакль… Устраиваем предпремьерные посиделки: бесплатно приглашаем всех желающих с детьми на репетиции новых спектаклей, отвечаем на вопросы, спрашиваем, что понравилось, что ребята поняли.
Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят приобщить малыша к театру, но сами в нем не очень-то разбираются?
Альфия Абдулина: Перво-наперво посмотреть, на какой возраст рассчитана постановка.
Читать произведение, по которому поставлен спектакль, необязательно. Зачастую зритель начинает ждать, что на сцене все будет повторено дословно. А спектакль — отдельное произведение по мотивам книги. Если вы хотите, чтобы было «как написано», то достаточно книжки!
Полезно прочесть аннотации к спектаклю, посмотреть фотографии — по ним видна эстетика. Вы же знаете предпочтения своего ребенка: кто-то любит, условно, «Ежика в тумане», а кто-то — «Ну, погоди!». Если возникли какие-то вопросы, обязательно позвоните в театр и задайте их администратору.
Ребенка нужно заранее подготовить, объяснить, что он идет в театр и это праздник. Иногда просят: «А можно мы в куртке посидим?» — ну что вы, в зале жарко… Пусть детки будут нарядными, в новых красивых платьицах и костюмчиках, в сменной обуви (родителям тоже желательно переобуться).
Конечно, стоит объяснить и правила поведения: на спектакле нужно сидеть так, чтобы не мешать соседям. Мы не проводим со зрителем бесед о том, что в зале нельзя есть и шуршать фантиками. Мы делаем акцент на том, что разрешено: реагировать на действие, смеяться, хлопать…
Источник: Российская Газета