4 декабря 1946 в Москве на «Заводе малолитражных автомобилей» был выпущен первый легковой автомобиль — «Москвич-400».
Инициатором выпуска советского автомобиля выступил сам Иосиф Сталин. «Опель-Кадет К38», который был взят за основу, понравился Сталину еще до войны. Именно таким он и представлял автомобиль. После победы в июле 1945 года по приказу Сталина из советской зоны оккупации Германии были полностью вывезены в Москву оборудование и документация бранденбургского автозавода фирмы «Опель», на основе которых и был изготовлен «Москвич-400». Кстати, такое название выбрали в честь 800-летия столицы.
За годы производства «Москвича-400» всего было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолета. В 1956 году место на конвейере заняла новая конструкция — «Москвич-402».
Но по-настоящему народным автомобилем стал «Москвич-412», выпускавшийся со второй половины 60-х. Советские специалисты очень хорошо потрудились над новой машиной, сделали ее в модном тогда плавниковом стиле с маленькими выступами сзади и угловатыми формами спереди. Она обладала широкой и вместительной кабиной и довольно мощным мотором в 75 лошадиных сил, о котором многие мечтали. Она стала настоящим долгожителем и выпускалась 36 лет вплоть до 2003 года.
В период распада СССР завод столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, как и многие другие предприятия страны. При этом ранее закрытый рынок сбыта быстро заполнялся автомобилями иностранных компаний, с которыми отечественному производителю сложно было конкурировать из-за все более выраженной технологической отсталости. Даже новые разработки, среди которых были даже электрокары на базе «Москвич-2141» и «Москвич-2335», не помогли с улучшением ситуации. В 2001-м производство комплектных автомобилей остановили, а в 2003-м запустили процедуру банкротства. В 2010 году ОАО «Москвич» было официально ликвидировано.
Но в 2022 году «Москвич» переживает второе рождение. После того как в мае компания Renault объявила об уходе из России, расположенный в районе Текстильщики завод «Рено Россия» перешел в собственность правительства Москвы. Уже в июне ему вернули историческое название Москвич, а параллельно начался активный поиск партнеров для организации производства автомобилей. Всего шесть месяцев потребовалось, чтобы наладить производство после ухода «Рено». Автомобили собирают методом крупноузловой сборки, то есть, как конструктор из уже готовых деталей. Они импортные, но это пока. Главное, что начало положено.
По материалам: rus.team, 5-tv.ru, vesti.ru
Фото: РИА Новости