Роль психолого-педагогического консилиума в детском саду «Теремок»

Дошкольное образование является первым фундаментальным звеном системы образования: детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности ребенка. Так как образовательный процесс в детском саду обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое. Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в нашем дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-педагогический консилиум (далее ППк).

#Образование

Психолого -педагогический консилиум является важнейшим звеном общей работы детского сада № 31 «Теремок» (заведующий О.П. Гончаренко). В нашем образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения. Консилиум объединяет усилия всех служб нашего дошкольного учреждения, тем самым обеспечивая высокий уровень учебно – воспитательного процесса и коррекционно – педагогического воздействия на ребенка. Работа ППк основывается на строгом соблюдении международных и российских законов о защите, развитии и образовании детей.

Цель работы консилиума –  обеспечение диагностико — коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

ППк детского сада «Теремок» осуществляет свою деятельность в следующем составе: Председатель – С.А. Кочерга, старший воспитатель, секретарь – Н.В. Шпак, педагог – психолог, а также: Л.Н. Белич, учитель – логопед, И.В. Кудря, учитель – логопед, О.А. Тодорова, учитель – логопед, Е.В. Жиганова, педагог – психолог, О.А. Вацура, воспитатель группы компенсирующей направленности. В 2022 -2023 учебном году ППк проведено 4 плановых и 4 внеплановых заседания. Деятельность плановых заседаний консилиума была направлена на оценку динамики обучения и для внесения по мере   необходимости изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся.

На внеплановых заседаниях обычно рассматривались актуальные для сегодняшнего времени, неотложные и необходимые для решения именно в это время вопросы. Количество мероприятий говорит о том, что ППк старается своевременно реагировать на запросы, которые поступают от родителей (законных представителей) в течение года. Количество консультаций демонстрирует то, что ППк оказывает эффективную психолого – педагогическую поддержку родителям (законным представителям), а также педагогам «Теремка».

Коллеги (члены ППк) не останавливаются в своем профессиональном развитии. Кроме неукоснительного исполнения плана ППк, проводят мероприятия, транслирующие свои педагогические находки. ППк старается обеспечивать 100 –процентный охват воспитанников детского сада, создавая тем самым специальные условия (АООП необходимой направленности по рекомендации ПМПК, индивидуальные образовательные маршруты, организовано психолого – педагогическое сопровождение) для успешной адаптации, воспитания дошкольников.

Проблемы каждого ребенка на ППк «Теремка» принято обсуждать отдельно. Нам удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

Также определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями (законными представителями), дополнительными — педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, пишется коллегиальное заключение.

Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк в «Теремке» позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

С.А. Кочерга, старший воспитатель, Л.Н. Белич, учитель – логопед, МБДОУ Детский сад № 31 «Теремок»

Звезда Гуково