Серебряным призером стал экипаж – Павла Лебедева, бронзу забрал – Вадим Федотов.
Финальный этап Чемпионата России по ралли-рейдам и финальный этап самой Бахи завершился в станице Вешенской. За три дня гонки экипажи проехали 5 спецучастков общей протяженностью 480 км. Последний экипаж пересек вход закрытый парк в 13 часов 42 минуты — соревнования окончены.
Гонщики на протяжении трех дней боролись не только между собой за призовые места в гонке и Чемпионате, но и с трассой, которую подготовил Сергей Таланцев:
«Вчера экипажи прошли спецучастки медленнее, чем мы рассчитывали. На скорость прохождения повлияли погодные условия: после ночи на дороге осталась корочка льда, а на втором проходе пошел дождь. В итоге скорость пилотов вчера была ниже, чем мы изначально рассчитывали.
На сегодняшнем этапе было меньше навигации, все дороги более видимые и просматриваемые, но при этом было больше рулежки. И сам участок менее скоростной, более закрученный, такой же песчаный, но более узкий. Полей практически не было, экипажи в основном шли по лесной дороге. На первом проходе средняя скорость была 79,6 км/час, а мы рассчитывали увидеть – 90 км/час, второй проход был уже ближе – 85 км/час. Время прохождения трассы практически сошлось с нашими расчетами. Лидер пересек финиш через 1 час 9 минут после старта, а мы рассчитывали – на 1 час ровно».
По итогу трех этапов турнирную сетку возглавил экипаж команды VRT Андрея Жигунова, семикратного чемпиона России в классическом ралли, и Олега Уперенко, титулованного штурмана, из Москвы на Mini Cooper Countryman.
Андрей Жигунов: “Я не первый раз выступаю в рейдах. Но это был опыт редких соревнований, по-моему, я всего в трех принимал участие: в 2009 — Баха «Карелия 90», Баха “Северный Лес”, не помню в каком году, и Баха “Марокко” в 2015. Некоторое представление о дисциплине я имею, потому что работаю в ралли-рейдовой команде и с лидером дисциплины, Владимиром Васильевым.
Я бы сказал, что я мог бы ехать быстрее с самого начала, но, к сожалению, не хотелось выглядеть дураком, не хотел накосячить. Я хотел подразобраться, что за дорога, какая специфика. И так как я не имею большого опыта (в дисциплине), начали мы достаточно скромно. А потом нас технические проблемы немного одолели. Вчера кончились задние амортизаторы, они были неким техническим экспериментом, и оказались не особо удачными. Это даже плюс, потому что мы разобрались с некоторыми техническими моментами. Гонка стала большим тестом для команды, на наш взгляд всё прошло успешно: выявили плюсы-минусы, а не только за победу поборолись. Рейдовая дисциплина очень требовательная к персоналу, к подготовке автомобиля. Пилот может быть быстрее всех, но в остальном, по технике и команде, будут несоответствия — это неправильно. Наша задача, чтобы команда была отлаженным механизмом.
Опыт в ралли позволяет мне думать головой, а не амбициями. Например, сегодня с утра на сороковом километре мы остались без пятой и шестой передачи, максимальная скорость у нас была 138 кмчас, и то, долго держать ее нельзя было, так можно было и мотор завернуть. Пришлось вспоминать, как на ралли в лесу ехать: нивелировать недостатки и пользоваться преимуществом.
Очень сложная была навигация гонки, я особенно оценил работу штурмана Олега Уперенко, тяжело ориентироваться, ничего не видно. Сложная, коварная дорога. Если по ней ехать по-раллийному, можно очень быстро “сложить бесстрашно крылья”. Приходилось всё время вникать в то, что говорит Олег. Классическое ралли — это другая дисциплина, мне более точная информация нужна, а тут приходится ориентироваться глазами, додумывать, тут нужен опыт. Это тот самый случай, когда, как надо, знают все, но сделать не может никто.
Если сравнивать второй и третий этапы Бахи, вчера было тяжелее, потому что не работала подвеска, и я не понимал, что с машиной, всё время перетягивал, на большой яме я мог на переднем бампере проехать, это очень некомфортно.
Сергею Анатольевичу Таланцеву низкий поклон, Олег утверждает, что карта очень корректно прописана. Дорога интересная, но немного не для нашего автомобиля, мне кажется, очень узкая. Это не имеет отношения к работе Сергея Анатольевича. Все говорят, что когда гонкой занимается Таланцев, это всегда пять с плюсом. Я подписываюсь под этим утверждением”.
Экипаж Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой из Москвы в итоге занял пятую строчку абсолютного зачета и четвертую строчку зачета Т3. При всех успехах экипажа, компенсировать пенализацию в 10 минут девушкам не удалось.
Анастасия Нифонтова: «Сегодня было 2 круга по 94 км, мы стартовали третьими, практически тоже открывали канал вслед за ребятами (Жигуновым и Лебедевым), еще следов как таковых не было. И в двух местах у нас там были сомнения, в одном и втором месте буквально по паре минут потеряли, пока реально в трех соснах, в прямом смысле слова, заблудились. Я немного аккуратно ехала, аккурат между елок. Второй круг я поняла, что пора прекратить расшаркивания все и надо уже топить. Потому что финальный круг, если не сейчас, то никогда. Сейчас у нас, вроде, поднатекло бензина, а на финише показывало, что вообще ничего не осталось. «Крошик» красавчик, никаких технических замечаний на этой гонке не было».
Зачет Т3 Бахи “MOTUL – ТИХИЙ ДОН” выиграл экипаж Павла Лебедева и Кирилла Шубина из команды Nakusi Racing Team из Москвы. Второе место занял экипаж Вадима Федотова и Александра Куприянова из команды VF Team из Кирова, а третье место – экипаж Павла Сильнова из Санкт-Петербурга и Андрея Самарина из Курска, представляющий команду Nakusi Racing Team.
Кирилл Шубин, штурман Павла Лебедева, поделился впечатлениями о гонке: “Сегодня был очень интересный день, для штурманов так вообще, местами было прям страшновато. Ветками отхлестало всё! Вчера вообще оторвало две антенны, я ехал и держал в окошко антенну, чтобы точки собирать. Странно, что сегодня лобовое стекло не разбилось, думал, что спишем его.
Машина помещалась нормально в поворотах, уж очень интересная трасса. Огромное спасибо Сергею Таланцеву, великолепнейшая трасса, которая совмещает в себе и пилотажку для пилота, очень нескучную, ему там передохнуть некогда было. Штурману вообще расслабиться некогда, постоянные коварные поворотики, развязочки и так далее. В общем, на одном дыхании прошли первый СУ и второй тоже.
Первый спецучасток мы ехали вторыми со старта. Но на втором было еще интереснее, потому как накатали ненужных дорожек, в которые мы тоже начали заныривать и вот это вот очень было интересно.
Мы предварительно знаем, что первые в классе, а вот по году сейчас сижу и ерзаю, что все может измениться. Мы ехали в своем времени, у нас был большой запас, не было задачи ни нагонять, ни убегать. Первый СУ сегодня ехали в своем рабочем режиме, никого не видели, нас никто не видел.
Такая гонка нам нужна, мы сидели сейчас обсуждали в командной палатке, что эта гонка была гораздо интереснее Ульяновской, Волгоградской, безумно интересная гонка! Безумно интересный регион, для ралли-рейдов просто потрясающий”.
Победителем в зачете Raid-Sport стал экипаж команды Gaz Raid Sport Александра Русанова и Алексея Мальцева из Москвы на автомобиле ГАЗель Next.
“Сегодня неплохо, вроде проехали, первый круг аккуратничали, второй — добавили. Задача была — доехать до финиша, мы на финише. Для нас сегодняшние СУ были хуже, ветки все низко висят, бережем машину, стараемся. Там, где были открытые кусочки (трассы) вообще отлично, ну а в лесу нам тяжеловато, не наши дороги”, — прокомментировал финальный этап Бахи пилот, Александр Русанов.
Второе место занял экипаж этой же команды, Алексея Игнатова из Челябинска и Евгения Павловлова из Твери на автомобиле ГАЗель Next.
Алексей Игнатов рассказал о стратегии команды на эту гонку и почему у них не было задачи победить: “Для нас гонка прошла отлично. Мы набрали по ходу сезона достаточно очков и эта гонка ничего уже не решала по раскладу в Чемпионате России. Поэтому здесь стояли задачи помочь команде, чтобы мы заняли командное место. Обеспечить в том числе и кворум в зачете Raid-Sport, и помочь нашим коллегам Русанову и Мальцеву подняться на второе место, для этого им нужно было выигрывать эту гонку. У нас изначально не было задачи победить в гонке.
Единственный день, когда мы могли себе позволить погонять, прокатиться, так скажем, в удовольствие, на результат, который мы можем показать — это как раз субботний этап. Мы неплохо поработали, достаточно быстро ехали и результат неплохой показали.
А сегодняшний день был посвящен подстраховке Русанова, соответственно мы дождались когда они стартуют и поехали за ними, чтобы обеспечить техническую поддержку в случае чего, как быстрая техничка. Ребята справились, никаких проблем не было, ехали они быстро, очень хорошо и наша помощь им не пригодилась.
А вторая задача — это обеспечить финиш еще одному нашему командному экипажу Олегу Нежнову и Александру Семенову. Это как раз для того, чтобы кворум состоялся. У них возникли сегодня технические проблемы был риск, что машина не дотянет до финиша и было принято решение сократить маршрут, укоротить, распрямить насколько это возможно и пойти по оптимальному маршруту, по срезкам, чтобы взять обязательную точку сегодняшнего дня и вернуться на финиш уложившись в норматив обеспечив себе зачетный результат. С этой задачей мы справились, ребят сопроводили и я считаю, что мы сделали максимум. Приятно ощущать, когда ты добиваешься не только личного результата, но и командного. Это другое ощущение, я почувствовал себя более зрелым, опытным спортсменом, который уже влияет на исход борьбы по итогам всего сезона, на исход работы всей команды, это очень круто и приятно, что есть возможность проявить свои умения и навыки для общего дела”.
В зачете Т2 места распределились следующим образом: лидером стал экипаж Андрей Сушенцов/Дмитрий Павлов, представляющий команды S&A Racing из Москвы на автомобиле Toyota LC200, следом в зачете идет экипаж Леонид Петров/Антон Плетнев на автомобиле Toyota LC200 из Москвы, замыкает ТОП-3 гонки экипаж Антон Мельников/Антон Николаев из команды NOVGORODAUTOSPORT на Toyota LC200, представляющих Москву.
Андрей Сушенцов прокомментировал итоги Бахи: “Мы ехали ровно без ошибок, но, к сожалению, ту фору в полчаса, которую мы дали всем экипажам на прологе, мы смогли отыграть только у четырех, у остальных не смогли. В итоге вчера у нас повисло на волоске третье место по итогам сезона в Чемпионате России. Но сегодня мы его уверенно забрали. Как говорится, лучше жирная синица в руках, чем толстый журавль в небе”.
Баха “MOTUL — ТИХИЙ ДОН” завершилась. Торжественное награждение участников прошло. Организаторы подводят итоги и уже строят планы на следующий сезон.
Олег Бахтеев, организатор, президент федерации автоспорта Ростовской Области: “Гонка по моему прошла хорошо. Были приглашены профессионалы своего дела во всех службах, которые работали на соревновании, включая пресс-службу, и получилось, на мой взгляд, все очень хорошо.
От администрации муниципалитета есть положительный отклик, они участвовали, и в организации торжественного открытия, и старта гонки, и на награждении по итогам гонки.
Местные жители встретили гонщиков позитивно, приглашают еще, присылают сообщения с благодарностью и приглашениями в сообщениях в социальных сетях, для них это определенное развлечение.
Гостиницы и кафе очень довольны произошедшим, на букинге на даты проведения гонки свободных мест не было, и это без учета частного сектора сдаваемого в аренду, и небольших гостиниц, отсутствующих на площадках агрегатора по сдаче жилья. Тем не менее, люди приехали, и никто не остался без проживания.
Пилоты приходили ко мне и говорили какая классная трасса, замечательная трасса, все отлично, все супер, все шикарно, только слишком много перекрытий. Но, все с пониманием, все ради безопасности, так как местные жители только начинают понимать, что такое ралли-рейды, с какими скоростями им придется столкнуться и с какими автомобилям. Я считаю, что все прошло достаточно неплохо, никаких неприятных инцидентов ни с кем не случилось.
В планах провести этап Чемпионата России в октябре следующего года, заявка есть, я думаю, что РАФ даст добро, администрация Вешенской тоже даст добро, и в следующем году будем делать чемпионат здесь же.Международное ралли “Шелковый путь” в следующем году здесь проходить не будет. Но, вполне возможно, что локация интересная, и на нее обратят внимание промоутеры этого небезызвестного ралли-рейдового марафона, я думаю, что все возможно, и можно зацепить север Ростовской области для соревнований”.