Государственная Дума России приняла во втором, основном чтении проект федерального бюджета на 2021-23 годы.
Документ, в который заложено увеличение сборов с бизнеса и населения с одновременным сокращением расходов на здравоохранение, социальную политику и помощь регионам, был одобрен подавляющим большинством голосов.
Проект казны-2021 сверстали на основе базового прогноза Минэкономразвития, согласно которому российская нефть Urals будет продаваться за рубеж в среднем по 45,3 доллара за баррель, а среднегодовой курс доллара составит 72,4 рубля.
Это принесет в бюджет 5,987 трлн рублей нефтегазовых доходов — на 860 млрд больше, чем в текущем году, но почти на 2 триллиона меньше, чем в докризисном 2019-м.
Сборы с несырьевого сектора экономики планируется увеличить на 52 млрд рублей, что позволит бюджету собрать в сумме 18,765 трлн рублей доходов.
Расходы при этом планируется сократить на 1,214 триллиона рублей, чтобы залатать «дыру», размер которой по итогам текущего года оценивается почти в 5 трлн рублей.
Несмотря на пандемию, «под нож» пойдут ассигнования на здравоохранение. В 2021 году федеральный бюджет выделит на эти цели 1,129 трлн рублей — на 135 млрд рублей, или 11% меньше, чем в текущем.
В бюджете-2022 медицинские расходы символически увеличиваются (на 5 млрд рублей, или 0,4%), а затем снова сокращаются в 2023-м — на 34 млрд рублей, до 1,1 трлн.
Окончание программ поддержки населения, включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми, позволит правительству сэкономить на статье «социальная политика». Расходы по ней будут уменьшены на 172,6 млрд рублей, до 5,594 трлн.
При этом ежегодный трансферт Пенсионному фонду, за счет которого ПФР в этом году оплатит почти половину всех пенсий в стране, будет «срезан» разом на 1,263 триллиона рублей (до 3,444 трлн).
Впервые за много лет правительство РФ сокращает расходы на оборону. В 2021 году на армию и госзакупки оружия для нее будет потрачено 3,113 трлн рублей — на 195,7 млрд меньше, чем в текущем.
Это, впрочем, частично компенсируют увеличением финансирования других силовых ведомств. Ассигнования по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся на 97,6 млрд рублей, до 2,456 трлн. В сумме же силовики «съедят» 5,569 трлн рублей, или 25% федерального бюджета.
Экономить правительство планирует на системе ЖКХ (расходы сокращаются на 16%, или 61,8 млрд рублей), физкультуре и спорте (- 9,1 млрд рублей), культуре и кино (-9,8 млрд рублей), а также поддержке регионов.
«Межбюджетные трансферты общего характера» будут урезаны на 221,1 млрд рублей, до 1,069 трлн, причем в 2022-м году запланировано их дальнейшее сокращение на 94,1 млрд рублей.
Расходы по статье «национальная экономика», куда зашиты вливания в мегапроекты, госкорпорации и инфраструктурные стройки, увеличатся на 135,9 млрд рублей, до 3,236 трлн рублей. На 11%, или 34 млрд рублей вырастут ассигнования на охрану окружающей среды. 71,5 млрд рублей допфинансирования получит система высшего образования. В 2021 году на нее заложили 1,082 трлн рублей. Впрочем, в последующие годы эту сумму практически заморозят — 1,052 трлн в 2022-м и 1,094 трлн в 2023-м.
От изначальных планов резко сократить расходы на государственную пропаганду власти решили отказаться. В 2021-м году содержание госСМИ обойдется бюджету в 102,8 млрд рублей — на 1,6 млрд больше, чем в текущем.
Наконец, резко — на 34% — взлетят расходы бюджета на обслуживание государственного долга, за счет которого Минфин покрывает бюджетный дефицит. В следующем году на оплату процентов по размещенным государственным облигациям придется отдать 1,203 трлн рублей. В 2022-м эта сумма увеличится до 1,365 трлн рублей, а в 2023-м — до 1,611 трлн.
Почти 10-процентный секвестр расходов бюджета позволит уменьшить его дефицит примерно вдвое, до 2,755 трлн рублей. Финансировать его правительство намерено почти исключительно за счет долга, не прибегая к деньгам ФНБ.
В 2021-м году из фонда будет изъято всего 94,1 млрд рублей — 3,4% от дефицита бюджета и 0,4% от его расходной части.
Источник: finanz.ru