В России планируют постепенно включить органическую продукцию в меню школ, детсадов и больниц. Такое положение содержит Стратегия развития производства органической продукции до 2030 года, утвержденная Правительством. Соответствующие требования к закупкам продуктов для социальных и образовательных организаций, по мнению авторов документа, простимулируют производить больше органических товаров.
Дорого, но полезно
К 2030 году уровень ежегодных мировых затрат в сфере здравоохранения, связанных с болезнями и смертями из-за неправильного питания, достигнет 1,3 триллиона долларов. Улучшить здоровье людей и экологичность производства продуктов может развитие органического сельского хозяйства.
Россияне пока путают органические продукты с обычными фермерскими, которые можно купить во многих магазинах или на ярмарках. Но только при покупке первых на тарелку попадет продукт, произведенный без использования минеральных удобрений, агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков и гормональных препаратов, отмечают авторы стратегии.
Они поставили цель увеличить объем потребления органической продукции в стране с 24,4 миллиарда рублей в 2021 году до 149,8 миллиарда к 2030-му. Расходы россиян на полезные овощи, фрукты, мясо и молоко вырастут со 147 рублей в год на человека до 1040 рублей. Пока же росту спроса мешают отсутствие знаний о пользе таких продуктов и недоверие к ним потребителей.
Для этого авторы стратегии предложили постепенно вводить органику в закупки товаров для государственных и муниципальных нужд, в частности, для питания в больницах, санаториях, школах и детских садах.
Первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров поддержал идею закупок органической продукции, но обратил внимание, что придется менять систему конкурсов: сейчас из-за высокой стоимости органика вряд ли выдержит конкуренцию с неорганическими продуктами.
Производство органических продуктов — важный фактор защиты окружающей среды и нашего здоровья, отметила член Комитета Госдумы по охране здоровья Юлия Дрожжина: «Внедрение такого питания в социальные учреждения, на мой взгляд — отличная инициатива, учитывающая важность как качественного питания для быстрого выздоровления в больницах, так и для растущих организмов в школах. Помимо этого, к плюсам я, конечно же, отнесла бы поддержку отечественных производителей, развитие регионов и новые рабочие места».
Детское питание и алкоголь
Еще один барьер для роста спроса, который нужно снять, — высокие цены на продукты. По мнению разработчиков документа, при разнице в цене с традиционными продуктами в пределах 15—30 процентов покупатель будет готов переплачивать за качество.
Расширят и площадь земель для органического земледелия. К 2030 году под него планируют выделить более 4,2 миллиона гектаров, тогда как в 2021 году задействовали всего 656 тысяч гектаров.
Также в стране планируют создавать агротехнологические хабы. В них с нуля будут развивать инновационные проекты и стартапы при поддержке местных органов власти. Основой для таких хабов могут стать ведущие аграрные образовательные организации.
Авторы стратегии отмечают важность квалифицированных кадров для развития отрасли. С 2027 года ежегодно планируют готовить 4 тысячи специалистов, руководителей и предпринимателей в сфере органического сельского хозяйства.
В России уже работают 111 производителей органических товаров, получивших российские сертификаты соответствия, а такую продукцию производят в 47 регионах. В 2021 году до 80 процентов потребления «органики» пришлось на крупные мегаполисы — Москву и Санкт-Петербург. К 2030 году потребление продукции только в Москве может превысить 100 миллиардов рублей, из которых около 15 процентов придется на самые популярные среди россиян органические товары — молоко и молочные продукты. Востребованы у потребителей также органические фрукты, овощи, зелень, сыры и бакалея, детское питание и алкоголь.
До 40 процентов покупателей органики — домохозяйки и родители, около трети — приверженцы здорового образа жизни. Около 10 процентов покупают такие продукты по предписанию врача, а 5 процентов покупателей следуют модным тенденциям.
Источник: pnp.ru