Перевести начальную школу на обучение в первую смену, обеспечить места в детских садах для детей в возрасте от 1,5 до трех лет – эти и многие другие социально значимые вопросы будет решать министерство общего и профессионального образования Ростовской области в ближайшие пять лет. Об этом рассказала глава донского минобра Лариса Балина на встрече, посвященной подведению итогов работы и новым задачам ведомства. Участие в мероприятии приняли порядка 1000 человек, в числе которых представители органов исполнительной власти региона, муниципального самоуправления, а также актив региональной системы образования. Модератором встречи в таком формате выступил глава региона Василий Голубев.
Перед началом мероприятия участники могли познакомиться с интерактивной выставкой, посвященной ежедневному труду работников отрасли. А сама встреча стартовала с демонстрации фильма, где были отражены самые значимые достижения донского минобра. Видеофильм «Образование-на-Дону: результаты, события, перспективы» можно посмотреть по ссылке: https://www.donland.ru/video/146/
Губернатор региона во вступительном слове подчеркнул, что нацпроект «Образование» – один из самых масштабных. В числе главных задач нацпроекта — вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования.
А в Ростовской области уже есть заметные результаты. Так, позитивная динамика отмечена в вопросе создания дошкольных и школьных мест. Напомним, на Дону ликвидирована очередь в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет.
— За счет созданных с 2015 года мест число детей в садах увеличилось до 188 тысяч, а педагогов – почти на 1000. Мы перешли к не менее сложной задаче – предоставить места в детских садах всем детям от 1,5 до трех лет, — отметила Лариса Балина.
В текущем году число учащихся в донских школах превысило 430 тысяч человек. Это результат демографического бума, который был несколько лет назад. Ростовская область — восьмая в России по количеству детей в школах. Сейчас решается вопрос по переводу школ в первую смену. На данный момент в первую смену обучаются 365 тысяч детей. По итогам пяти лет в 21 муниципалитете все школы работают в одну смену, в 23 не более 15% детей обучаются во вторую смену. Задача 2020-2021 годов – перевод в 1-сменный режим обучения всех учеников начальной школы.
— Для решения этой задачи в нашем бюджете запланировано создание 11 тысяч мест в ближайшие три года, в общем объеме средств более 87% — областные деньги. Это коснётся Ростова, Батайска, Волгодонска, Новочеркасска, Таганрога, Шахт, Волгодонского, Егорлыкского, Каменского, Красносулинского, Мясниковского, Неклиновского, Октябрьского, Усть-Донецкого районов, — уточнила Лариса Балина.
Также было отмечено, что ежегодно экзамены сдают 17 000 выпускников 11-х классов и 40 тысяч 9-классников. Высокая оценка и благодарность за достойный организационный уровень проведения ЕГЭ и ОГЭ приходит в регион из федерального центра с 2017 года ежегодно.
Пять лет донской минобр активно работал над внедрение стандартов и созданием доступной среды. В итоге в рамках проекта «Современная школа» коррекционные образовательные учреждения получили не только новое оборудование, а создали новые образовательные пространства и возможности для детей.
Еще одно важное достижение — за 5 лет численность детей-сирот в банке данных сократилась почти в 4 раза. Во всех центрах помощи детям созданы отделения по сопровождению замещающих семей. С 2015 года на 25% увеличилось количество организаций, в которых будущие опекуны могут подготовиться к приему в семью ребенка-сироты. В 2019 году «очередность» детей-сирот, несвоевременно обеспеченных жильем, ликвидирована. Всего за пять лет жильем обеспечено 6833 сироты.
Среди новых задач 2020 года, прозвучавших в послании президента: создание условий для обеспечения бесплатным питанием школьников 1-4 классов до 1 сентября 2023 года.
— Задача сложная, но очень важная. Работа по оценке инфраструктуры пищеблоков и потребности в средствах уже началась, — сказала министр.
Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке: https://www.donland.ru/report-speech/132/
Продолжила выступление главы минобра – председатель общественного совета при министерстве общего и профессионального образования Ростовской области Марина Мазаева. Она отметила, что на протяжении последних лет общественный совет в целом положительно оценивает деятельность министерства образования Ростовской области.
— Так мы отмечаем, что еще пять лет назад наиболее актуальными для населения области были вопросы к органам власти по обеспечению жильем детей-сирот, предоставлению детям дошкольного возраста мест в детских садах, итоговой аттестации. Сегодня, судя по анализу обращений, вопросы обеспечения жильем и процедуры ЕГЭ носят разовый характер. Вместе с тем, для населения области все еще актуальны вопросы предоставления мест в ясельных группах, а педагогическое сообщество беспокоит несовершенство системы оплаты труда, — рассказала Марина Мазаева. Она также предложила пойти по пути совершенствовании системы оплаты труда с опорой на результат: стимулирования труда с учетом личного вклада каждого, обеспечения большей прозрачности распределения фонда оплаты труда, снижения нагрузки на педагога при сохранении сложившегося уровня заработной платы за счет увеличения ее базовой части.
Голосование в ходе отчета показало, что представителей отрасли беспокоят вопросы оплаты труда работников образования, совершенствования системы нормативов подушевого финансирования.
Василий Голубев поставил задачу – усовершенствовать систему оплаты труда, причем до первого июля текущего года.
Губернатор уверен, для повышения качества образования необходимо привлекать в отрасль молодых педагогов. Сегодня 27% работников образования – в возрасте 55 лет и старше.
— Молодых специалистов необходимо стимулировать к педагогической работе за счет более привлекательных условий оплаты труда и мер социальной поддержки, — считает Василий Голубев.
Обратил внимание губернатор на программу «Земский учитель», в рамках которой в Ростовской области с 2020 года будут осуществляться единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Гуково
В системе образования города Гуково функционируют 13 общеобразовательных организаций из них 2 повышенного уровня, в которых обучаются 5494 человек; 20 образовательных организаций дошкольного образования с количеством воспитанников – 2340 человек, 3 организации дополнительного образования – 2315 человек.
Региональный проект «Современная школа»
Изменение инфраструктуры за последние 5 лет произошло за счет выполнения следующих мероприятий: реализации противопожарных мероприятий – 4 726,30 тыс. рублей, в том числе установка устройства запасных выходов в МБУ ДО Детском саду № 12 «Дюймовочка» на сумму 564,00 тыс. рублей, организации подвоза школьников – 921,00 тыс. рублей.
Так в 2018 году приобретена ростовая мебель для МБОУ «Лицей № 24» на сумму 484,30 тыс. рублей. Выполнены мероприятий по замене оконных и наружных дверных блоков в МБОУ ОШ № 3, МБОУ СШ № 4, МБОУ СШ № 9, МБОУ ОШ № 18, МБОУ Казачья СШ № 22 на сумму 8 037,00 тыс. рублей.
Выполнены работы по ремонту крыши, замене оконных блоков основного здания и здания мастерских и ремонту фасада основного здания МБОУ СШ № 1 на сумму 2585,80 тыс. рублей.
Выполнены работы по ремонту фасада основного здания МБОУ Казачья СШ № 22 на сумму 310,00 тыс. рублей.
Выполнен капитальный ремонт системы отопления в МБУ ДО Детский сад № 9 «Ромашка» на сумму 495,80 тыс. рублей.
Для оснащения образовательного процесса учебной литературой было затрачено 4004,70 тыс. рублей.
В рамках организации проведения ЕГЭ выполнены мероприятия в объеме 1 001,90 тыс. рублей.
Расходы на организацию проекта «Всеобуч по плаванию» в 2018 году составили 867,80 тыс. рублей.
Расходы на организацию отдыха детей в каникулярное время составили 4711,30 867,80 тыс. рублей, оздоровлено в пришкольных лагерях 2163 человек.
Для развития образовательных организаций, использующих в образовательном процессе казачий компонент приобретены элементы казачьей формы и парадной казачьей одежды для обучающихся на сумму 200,00 тыс. рублей.
В 2019 году:
• реализация мероприятий проекта «Всеобуч по плаванию» (765,3 тыс. руб.);
• техническое оснащение здания МБОУ Гимназии № 10 (61 млн. 329,1 тыс. руб.);
• приобретение материальных запасов для развития казачьего компонента (200 тыс. руб.);
• организация отдыха детей в каникулярное время (4 млн 918,0 тыс. руб.).
• на выполнение комплекса мероприятий в рамках организации проведения ЕГЭ и ГИА – 746,5 тыс. руб.
• мероприятия по энергосбережению в части замены существующих деревянных окон и наружных дверных блоков в муниципальных образовательных в МБОУ СОШ № 23 и МБОУ Лицей № 24 и МБДОУ Детский сад № 13 «Незабудка» на сумму 3 млн. 725,2 тыс. рублей.
В 2020 году кроме основных направлений финансирования выделены средства на:
• реализацию мероприятий проекта «Всеобуч по плаванию» (765,3 тыс. руб.);
• приобретение материальных запасов для развития казачьего компонента (200 тыс. руб.);
• мероприятия по энергосбережению в части замены существующих деревянных окон и наружных дверных блоков в муниципальных образовательных в МБОУ СОШ № 15 и МБОУ Лицей № 24 (7 млн.192,1 тыс. руб)
• приобретение школьных автобусов для организации перевозок обучающихся к местам обучения и обратно (4 млн.271,2 тыс. руб.)
• внедрение целевой модели цифровой образовательной среды во всех общеобразовательных учреждениях ( 29 млн.369,6 тыс.руб.)
• организация отдыха детей в каникулярное время (5 млн 130,4 тыс. руб.).
• транспортное сопровождение детей, находящихся под опекой к месту оздоровления и обратно (90 тыс. руб.)
• изготовление ПСД на установку системы экстренного оповещения, охранной сигнализации в МБОУ СШ № 1, МБОУ СШ № 2, МБОУ казачья СШ № 22, МБОУ СШ № 23, МБОУ Лицей № 24 (600,00 тыс. руб.)
В этом году планируется ввод в эксплуатацию после реконструкции Гимназии №10.
Региональный проекта «Успех каждого ребенка»
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Реализация данного проекта идет через формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, увеличение охвата детей дополнительным образованием.
К 2024 году мы планируем довести показатель «Доля детей, охваченных дополнительным образованием» до 80 %.
С 2019 года 9 общеобразовательных организаций получили финансирование из регионального бюджета на организацию дополнительного образования на базе школы, что помогает увеличению охвата детей. Мы гордимся достижениями обучающихся организаций дополнительного образования на самых высоких уровнях.
Станция юных техников награждена дипломом XXII Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес». Занин Сергей и Мазаев Данил приняли участие в конкурсе Макетов военной техники Великой Отечественной войны. Ряснянский Никита награжден дипломом конкурса научно- технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты 21 века», занял 3 место во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества учащихся «Юные техники 21 века» г. Москва, посетил Государственную Думу РФ, участвовал в международном фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «От винта», 1 место в областном конкурсе – выставке технического творчества «Юные техники – инновационной России». Резникова Маргарита и Резников Артем заняли 2 место в областном конкурсе – выставке технического творчества «Юные техники – инновационной России». Помигуев Юхан награжден грамотой за интересный исследовательский проект и активное участие в областном конкурсе «Космонавтика». Шарапова Алеся заняла 2 место во Всероссийском техническом конкурсе «Юный Art- инженер». С 22 по 24 августа 2019 года обучающийся объединения «Радиоконструирование» Ряснянский Никита принял участие в 45-ом мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани в составе делегации от Ростовской области.
2018-2019 год стал знаменательным для Центра юных десантников «Русич», которому 2 декабря исполнилось 30 лет. В честь этого Центру был подарен интерактивный тир, что стало большим подспорьем в материально-техническом обеспечении и многократно использовался в городских соревнованиях.
В Центре было открыто Гуковское отделение Юнармии, которое на данный момент насчитывает 57 юнармейцев.
Воспитанники МБУ ДО ЦЮД «Русич» в 2018-2019 году стали призерами открытого чемпионата по военно-прикладным видам спорта «Ратник» в г. Ростов-на-Дону. В мае 2019 года команда «Русич» завоевала 3 место в Финале областной военно-спортивной игры «Орленок».
На протяжении учебного года «Русичи» неоднократно становились победителями военно-спортивных игр: «Щит и меч» п. Персиановский, «Звезда» г. Ростов-на-Дону.
Курсанты заняли 1 место в областном военно-спортивном лагере «Военный городок», зональном этапе областной Спартакиады допризывной и призывной молодежи.
В июле 8 ребят-курсантов в г. Азов совершили прыжки с парашютом. Команда Центра юных десантников «Русич» призер областной военно-спортивной игры «Орленок-2019».
С 11 по 15 мая 2019 года в хуторе Красный Десант Неклиновского района проходил областной финал военно-спортивной игры «Орленок-2019». Город Гуково на этих состязаниях представляли воспитанники из Центра юных десантников «Русич». Команда города Гуково показала достойный результат и по итогам всей игры стала бронзовым призером. Не было равных гуковчанам в конкурсе по строевой подготовке, которая по праву является визитной карточкой города. Настоящий фурор произвел результат показанный командой на военнизированной эстафете. В указанных конкурсах команда Центра завоевала 1 место.
Команда Центра юных десантников «Русич» призер областной военно-спортивной игры «Орленок-2019»
Творчество
За 2018 – 2019 учебный год творческие коллективы МБУ ДО ДДТ стали победителями: в 7 областных конкурсах вокального мастерства, литературного творчества, хореографического искусства – 15 дипломов; в 7 всероссийских конкурсах творчества для детей и молодежи – 44 диплома; в 15 международных фестивалях — конкурсах сценического искусства, детского и юношеского творчества – 85 дипломов.
Среди этих многочисленных наград есть несколько дипломов высшей пробы – 6 Дипломов Гран-при:
— III Всероссийский Конкурс творчества «Весенняя фантазия» — вокальный ансамбль «Созвучие», хореографический ансамбль «Мозаика»;
— Международный конкурс исполнительского мастерства «Вдохновение» — ансамбль эстрадной песни «Эдельвейс»;
— 4 Международный фестиваль искусств «Аrt Fest» — вокальный ансамбль «Созвучие»;
— Международный телевизионный фестиваль – конкурс сценического искусства «Красота спасет мир» — вокальный ансамбль «Созвучие»;
— Международный конкурс «Кубок Юга России» — вокальный ансамбль «Созвучие».
За истекший год ребята под руководством талантливых педагогов дополнительного образования покорили сцены в городах Зверево, Каменск – Шахтинский, Таганрог, Ростов – на Дону, Сочи, Волгоград, Ярославль.
27.04.2019 года хореографический ансамбль «Мозаика» в составе 18 человек, впервые получил высшую награду всех конкурсов ГРАН – ПРИ на III Всероссийском Конкурсе творчества «Весенняя фантазия».
В новом майском указе президента в числе главных задач отмечено формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» поставлены задачи по изменению инфраструктуры и содержания дополнительного образования детей. Обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ до уровня 70 % от общего числа детей указанной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий. В нашем городе до 2024 года запланированы мероприятия в рамках этого направления: развитие сетевого образования (обучение детей с ОВЗ несколькими организациями, используя ресурсы инновационных площадок), включение детей дошкольного возраста в систему дополнительного образования. В текущем году 60 % детей с ОВЗ и инвалидностью получали дополнительное образование.
Приоритетным направлением развития образования в условиях модернизации всех её сфер является формирование всесторонне развитой, творческой личности.
В октябре 2019 учебного года обучающиеся включились в олимпиадный марафон: школьный этап охватил более 1510 человек (53%).
По результатам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников присуждено 291 призовых места: МБОУ СШ № 1 – 14, МБОУ СШ № 2 – 6, МБОУ ОШ № 3 – 3, МБОУ СШ № 4 – 5, МБОУ СШ № 6 – 26, МБОУ СШ № 9 – 58, МБОУ Гимназия № 10 – 46, МБОУ СШ № 15 – 34, МБОУ ОШ № 16 – 0, МБОУ ОШ № 18 – 2, МБОУ казачья СШ № 22 – 11, МБОУ СШ № 23 – 48, МБОУ «Лицей № 24» – 30.
Команда школьников общеобразовательных организаций города МБОУ СШ № 1, 2, 4, 6, 9, 15, № 22, № 23, МБОУ ОШ № 3, МБОУ Гимназия № 10, МБОУ «Лицей № 24», ЧОУ «Экономический лицей города Гуково» в текущем учебном году приняла участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по 19 общеобразовательным предметам. Всего в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году участвовали 70 победителей и призеров городских предметных олимпиад, которые заняли 11 первых и призовых места по 6 предметам. В соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2019 № 187 «Об итогах проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году» команда школьников г. Гуково вошла в десятку сильнейших олимпийцев региона, заняв девятую позицию в рейтинговой шкале областного уровня.
Особое внимание Государством и образовательными организациями на протяжении последних лет уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.
В 2018-2019 учебном году количество детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, зарегистрированных на территории города Гуково, составило более 227 человек. Из них 63 ребенка обучались в общеобразовательных организациях: 47 в учебных классах, 16 индивидуально на дому. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья: 2017-2018 учебном году 29 человек, 2018-2019 учебном году 37 человек. Созданы условия для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию здоровья не посещающих школу и обучающихся индивидуально на дому. Каждому из 17 такому учащемуся по месту его проживания оборудовано компьютерное рабочее место, подведен интернет, осуществляется оплата трафика. В образовательных учреждениях города создаются условия для детей с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам, в этом учебном году таких детей более 25 человек. И конечно же, успех каждого ребенка зависит от педагогов и их компетенций.
Региональный проект «Учитель будущего»
Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят более 80 (35%) педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций.
В текущем учебном году обучение по актуальным вопросам обновления образования прошли 35 (80%) человек педагогического и руководящего корпуса дополнительных организаций
Сегодня в поле зрения системы непрерывного повышения квалификации находятся те аспекты получения профессиональных знаний, которые способствуют развитию творческого потенциала всех участников образовательного процесса, созданию условий для инновационного развития системы образования. Таким образом, сегодня приоритетным становится поиск новых подходов к организации методической деятельности, моделирование гибкой структуры методической службы, которая мотивирует педагогов развивать творческие способности, профессиональные качества.
Ежегодно представители педагогического сообщества города Гуково участвуют в конкурсе лучших учителей на получение денежного поощрения за достижения в педагогической деятельности, проводимый в России с 2006 года, в рамках реализации национального проекта «Образование», и становятся победителями. Конкурс лучших учителей на получение Президентских и Губернаторских премий является крупномасштабным проектом реформирования российского образования, который дает возможность активизировать инновационную работу, позволяет добиваться качественных изменений в системе образования. Денежное поощрение лучшим учителям выплачивается за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
В конкурсе лучших учителей приняла участие Сидоренко Татьяна Ивановна, учитель немецкого языка школы № 9. По результатам экспертных процедур всех уровней Сидоренко Татьяне Ивановне приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области присуждена премия Президента и Губернатора.
Ежегодно педагоги города Гуково принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года Дона» и добиваются высоких результатов, входят в 15 лучших педагогов-практиков Ростовской области.
В данном конкурсном году в финале регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Дона-2019» в г. Таганроге боролась за звание «Учитель года Дона- 019» Москалева Елена Валерьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 15.
Елена Валерьевна достойно прошла все конкурсные испытания и заслуженно стала победителем I и II этапов данного конкурса и обладателем нагрудного знака «Учитель года Дона».
В 2019 в систему образования пришли молодые специалисты, что не может нас не радовать и их 15 человек:
10 на должность воспитателей в ДОУ
2 педагога — психолога,
1 учитель русского языка и литературы
2 учителя начальных классов.
Мы обязательно примем их в нашу большую дружную семью педагогов и будем на всех уровнях им помогать в их профессиональном становлении.
Региональный проект « Поддержка семей, имеющих детей»
Задача проекта:создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В настоящее время в нашем городе 167 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в семьях опекунов, из них 18 детей в 8 приемных семьях.
В течение 2019 годы выявлено 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, двое из них помещены под надзор в организацию для детей-сирот, остальные в семьи опекунов (попечителей).
На содержание 113 подопечных опекуны получают денежное пособие в размере 10259 рублей в месяц. На содержание 10 детей-инвалидов по 12824.00 руб. в месяц. В профессиональных образовательных организациях на полном государственном обеспечении обучаются 16 подопечных детей, 20 несовершеннолетних проживают в семьях опекунов по заявлению родителей Специалисты органа опеки и попечительства совместно с внештатными инспекторами образовательных организаций 2 раза в год проверяют условия проживания подопечных детей, ежегодно принимают отчеты опекунов об управлении имуществом подопечных.
За период 2019 года 26 лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были обеспечены благоустроенными квартирами на территории города Гуково. Продолжается работа по постановке на жилищный учет.
80 подопечных детей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях, пользуются правом бесплатного проезда на муниципальном транспорте.
Ежегодно подопечные проводят каникулы в детских оздоровительных центрах и санаториях.
В 2018-2019 году в 10 школах из 13 работали 10 педагогов-психологов. В 10 дошкольных организациях из 20 работало 9 педагогов-психологов. В 2 из 3 организаций дополнительного образования работали 2 педагога-психолога. На базе МБДОУ Детского сада №11 «Светлячок» и МБДОУ Детского сада №14 «Ивушка» работают Консультационные центры. Родители детей дошкольного возраста, получающих семейное образование, могут получить педагогическую и психологическую помощь, консультации специалистов консультационных центров. В текущем году 49 родителей получили помощь специалистов консультационных центров.
На базе МБДОУ Детского сада №14 работает Консультационный Центр для родителей и детей по вопросам психолого-педагогического сопровождения.
Региональный проект «Цифровая образовательная среда».
Задача проекта:создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В настоящее время в образовательных организациях города количество персональных компьютеров, используемых в учебном процессе – составляет 479 штук, 201 комплект мультимедийного оборудования , 56 интерактивных досок. Доля учителей, еженедельно использующих ИКТ — 100%. Среднее количество учащихся на один ПК — 11,4%. В 2020 году для 13 общеобразовательных организаций выделены финансовые средства для внедрения целевой модели «Цифровой образовательной среды».