Управление автомобилем на шипованных шинах имеет свои особенности. Трогаться с места на шипах, особенно на подъемах дороги, лучше всего «в натяг», чтобы ведущие колеса не буксовали. Когда ведущие колеса буксуют, то шипы прорезают ледяную корку на поверхности асфальта, и эффективность работы шипов резко снижается.
Во время движения по асфальту шипы вдавливаются в резину не полностью и, тем самым, уменьшают силу сцепления колес с дорогой. На небольших скоростях это почти не ощущается, напротив, создается впечатление, что шипованные колеса намного лучше цепляются за асфальт, нежели без шипов. Так происходит за счет того, что рабочая часть шипов успевает зацепиться за неровности дорожного полотна. С увеличением скорости, зацепление несколько ухудшается. Для сравнения, на скорости 90 км/ч на чистом асфальте коэффициент сцепления у шипованных шин на 10-15% ниже, чем у таких же, но без шипов.
Длина тормозного пути «на шипах» зависит от совокупности дорожных и технических факторов. К числу дорожных факторов относится состояние дороги: утрамбованный снег, чистый лед, сухой на вид асфальт, мокрая снежная каша или что-то еще, здесь же уместна температура окружающей среды. К числу технических факторов относятся наличие на автомобиле АБС, исправность тормозной системы, скорость в данный момент, манера торможения, т.е. здесь уже подключается человеческий фактор.
В различных сочетаниях перечисленных выше факторов тормозной путь будет разный. Многочисленные эксперименты показали, что наличие шипов НЕ делает тормозной путь короче. Более того, в некоторых случаях тормозной путь «на шипах» может быть длиннее ожидаемого (при работе АБС на скользкой дороге). Тормозить на зимней скользкой дороге следует очень плавно, не допуская блокировки колес. Если необходимо затормозить резко, но ваш авто не оборудован АБС, то целесообразно использовать быстрое прерывистое торможение.
Напоминаем также, что безопасность на зимней дороге больше зависит от водителя, чем от техники. Чтобы ваше движение было комфортным и безопасным соблюдайте правила дорожного движения и не превышайте скорость.
Ст. ИДПС ОГИБДД ОМВД России по г.Гуково ст. лейтенант полиции С.В. Патока
Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky