Гуковская школа № 23 — школа правовой культуры

#Образование

Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы.

У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности. Во все времена спокойствие и благополучие человеческого общества основывалось на знании и соблюдении норм права и закона.

Именно поэтому в школе № 23, выстраивая новую систему координат во взаимоотношениях учеников и педагогов в постсоветский период, акцент сделали на осознании школьниками прав и обязанностей, правил поведения, умении нести ответственность за свои поступки – а значит обладать основами правовых знаний.  Участие школы в областном проекте «Правовое образование» в 2001 году определило приоритетные направления развития: создание правового пространства школы и развитие правовой культуры всех участников образовательного процесса.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей уважения к праву, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Решение задач правового образования в рамках системы предполагает, что в школе создано особое культурно-образовательное пространство. Компонентами культурно-образовательного пространства школы правовой культуры становятся: содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей.

Таким образом, право становится самостоятельным предметом в учебном плане школы, проникает в другие учебные предметы и приводит к тому, что на протяжении последних 15 лет в школе стабильно набирается класс социально-правовой направленности. Кроме того, побед учащихся в городских и областных олимпиадах по праву и обществознанию не становится меньше. Программы внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с ФГОС, позволяют сделать изучение права более интересным и разносторонним.

Следующий компонент – это содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых. Основной процесс по созданию правового пространства осуществлялся на уроке. Но тесные рамки урока не могли вместить весь круг вопросов, возникавших в процессе обучения. Появилась необходимость приглашать собеседников из числа специалистов, для которых право – сфера профессиональной деятельности, проявлялось желание обсудить правовые вопросы с людьми, умудренными опытом, обладающими активной гражданской позицией, добившихся на своем жизненном пути высоких результатов. Подобного рода встречи положили начало проведению традиционных недель и декад права в школе во внеурочное время. 

Основными формами организации деятельности в рамках таких мероприятий стали встречи, диспуты, организация тематических круглых столов, экскурсий, викторин, конкурсов правовых знаний. Большую помощь в подготовке и проведении таких Недель права оказывает школьный музей, в котором хранится большое количество интересных экспонатов. Кроме того, система дополнительного образования – клубная и кружковая работа в школе – располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях, в том числе и с социально-правовой направленностью.

Уклад школы – особая среда школы – традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов. В 2023 году 20 лет исполнилось проекту  Школьная  республика «Содружество», которую возглавляет Президент – обучающийся старшей ступени. Самыми яркими и запоминающимися для школьников становятся предвыборные кампании: проявить себя как лидера, заручиться поддержкой единомышленников, выдержать все туры президентской гонки – задача сложная, но увлекательная. В эти ноябрьские дни ученики школы № 23 выбирают своего девятого президента!

Школьная республика – это форма реализации ученического самоуправления. Устройство Республики полностью соответствует демократическому государству: есть Устав, Конституция, парламент, Суд чести старшеклассников – всё это позволяет осуществлять становление личности гражданина и патриота не только в теории, но и практически в Школе правовой культуры.

В основу правового воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Активное участие школьников в работе учреждений культуры, спорта, дополнительного образования, сотрудничество с различными правовыми службами города, представителями власти, общественными организации, реабилитационным центром, Гуковским институтом экономики и права, шефство над детскими садами дает прекрасную возможность в полной мере проявить знания и свойства личности, принимать участие в социальной практике, получать полезные знания и умения.

Родители всегда были и остаются самыми главными партнерами в вопросах образования и воспитания детей. Сегодня в нашей школе организованы и успешно работают советы, которые реально реализуют функцию государственно-общественного участия в управлении делами школы.

Система правового воспитания в школе № 23 является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса и ориентирована на ценности демократического общества.

О.Б. Савельева, заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 23

Звезда Гуково