Исчезающие народы России (часть 3)

7. Водь

Водь являются древнейшими представителями северо-западной территории Ленинградской области. Считаются самым белокурым народом в мире.

Группа сформировалась из племён, близкородственных северо-эстонским, в 1 тыс. н. э. Были расселены от реки Нарва на западе до реки Нева на востоке и от Финского залива на севере до верховьев рек Луга и Плюсна на юге. По данным 2010 года, численность – 64 человека.

Тра­диционными за­ня­тиями водь являются зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во, озёр­ное и мор­ское ры­бо­лов­ст­во, лес­ные про­мыс­лы. В пищу употребляют ржа­ной хлеб, яч­мен­ную ка­шу, све­жую и су­шё­ную ры­бу.

Сведений о мужской одежде известно мало. Исследователи отмечают, что мужчины носили зимой шубы, летом и осенью надевали кафтаны из сукна и льна.

Девушки носили на голове круглые шапочки, украшенные бисером, раковинами и бляшками из олова. Уши водские девушки тоже украшали своеобразно, используя серебряные серьги с подвешенными на них кольцами, жемчугом, кистями и нитями. Нити, более похожие на шнуры, тянулись от колец до самой поясницы, связывались воедино на спине. Вдобавок к ним на кольца вешали ленточки, которые завязывали на плечах. На шею надевали украшения из бус, сочетающих бисер, камни, бубенчики.
Верхней одеждой служил сарафан (амы), который шили из белого полотна. Сверху надевали кофту с рукавами. У кофты не было боковых швов, а доходила она лишь до пояса. На груди девушки носили причудливые украшения, сделанные из сукна красного цвета. Они напоминали полумесяц и полностью обшивались раковинами и бисером. На груди также носили крест, привязанный на двойную нитку из бус. Подвязываться вожанкам полагалось несколькими поясами. Так они показывали, что готовы в скором времени выйти замуж.


8. Селькупы

Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы: северная (тазовско-туруханская) и южная (нарымская).

Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, которая существовала в Среднем Приобье в 5 веке до н.э. Чис­лен­ность – 3,6 тыс. чел. (по переписи 2010 года).

За­ни­ма­лись в основном охо­той, ры­бо­лов­ст­вом. На се­ве­ре – так­же оле­не­вод­ст­вом, на юге – жи­вот­но­вод­ст­вом (ло­ша­ди, ко­ро­вы, ов­цы). В пищу употребляли рыбу в разных вариациях.Самым распространенным блюдом в зимний период была квашеная рыба, к ней добавляли ягоды и заготавливали в ямах. Ели мясо боровой дичи, проживающие на севере селькупы употребляли в пищу оленину. Зимней одеждой мужчин и женщин была парка – открытая шуба мехом наружу, сшитая из оленьих шкур. В сильный мороз мужчины на парку надевали «соккы» — глухая одежда из шкуры оленя мехом наружу, с капюшоном. Северные селькупы зимой обували пимы, шитые из камуса и сукна. Вместо чулок использовали расчесанную траву осоку, ею оборачивали ступню. Эту траву собирали в пучки, сушили и разминали руками, потом расчесывали гребнем. Летом носили обувь из ровдуги и русские сапоги. Рукавицы «нопы» шили мехом наружу из камусов. Раньше в Нарыме летнюю обувь и рукавицы шили из кожи стерляди и осетра. Проживающие в этой местности селькупки были хорошими мастерицами, умели в различных сочетаниях сшивать лапки соболя и белок. Из отобранных беличьих лапок шили даже шубы, которые отличались прочностью и красотой. Над сшиванием лапок женщины могли трудиться в течение нескольких лет.

9. Долганы

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос. В мире проживает около 8 000 представителей народности.

Основные за­ня­тия долганов – оле­не­вод­ст­во, охо­та на пе­сца, оленей, пти­ц и ры­бо­лов­ст­во. Зи­мой се­мьи ко­че­ва­ли в по­ло­се ле­со­тун­д­ры ме­ж­ду озеро Пя­си­но и ни­зовь­я­ми реки По­пи­гай, об­ра­зуя цепь «стан­ков». При­ё­мы оле­не­вод­ст­ва со­че­та­ли тун­гус­ские и са­мо­дий­ские тра­ди­ции. Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон. Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот. Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами.

Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа. Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

По материалам travelask.ru,


Опубликовано: Маргарита Качура