В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам отмечать 16 ноября Международный день толерантности.
В мире, полном различий — по внешности, культуре, возможностям — именно от родителей зависит, как ребёнок воспримет окружающее разнообразие. Как научить малыша уважать других, но не потерять собственные границы? Как не запутаться в разговорах о справедливости и научить ребёнка быть не просто вежливым, а по-настоящему принимающим? Толерантность — это не просто модное слово или обязательный термин в учебниках. Это важнейший навык, формирующий уважительное отношение к людям, которые отличаются от нас. Именно в семье начинается формирование основ толерантного поведения, и родителям отведена ключевая роль в этом процессе.
Толерантность — это умение уважать других людей, даже если они не похожи на тебя. Это способность понять, что мир не делится на «правильных» и «неправильных», и каждый человек имеет право быть собой.
Простой способ объяснить толерантность ребёнку — сравнить людей с цветами в саду. Один цветок — розовый, другой — жёлтый, третий — фиолетовый. Все они разные, но вместе создают красивую клумбу. Так же и люди — у всех разные привычки, внешность, еда, одежда, вера, но это не делает кого-то хуже. Воспитывая у ребёнка уважение к различиям, важно не допустить действий, которые подрывают этот процесс.
Вот главные ошибки, которых стоит избегать:
— Родитель может говорить о важности уважения к другим, но сам — комментировать внешность прохожих, шутить на тему акцента или критиковать чужой стиль одежды. Ребёнок усваивает поведение, а не слова.
— Стыдить за вопросы. Когда ребёнок спрашивает: «Почему у него другая кожа?» или «Почему она на коляске?» — он не выражает осуждение, он учится понимать. Отвечая: «Не говори так!» или «Фу, не спрашивай!», взрослый закрепляет идею, что различия — это что-то постыдное.
-Навязывать своё восприятие. У всех есть личные границы и взгляды, но важно помнить, что ребёнок формирует своё мировоззрение. Давление с позиции «мы всегда так считали» мешает формированию самостоятельного, осознанного взгляда на мир.
— Изоляция от разнообразия. Если ребёнок не видит и не взаимодействует с представителями разных культур, национальностей, людей с особенностями развития, он может воспринимать их как нечто чужое. Чем больше разнообразия в окружении — тем естественнее принятие.
Поддерживать формирование толерантности у детей — значит воспитывать будущих взрослых, способных жить в обществе без насилия, агрессии и предвзятости. Ребёнок, которого с детства учили уважать чужое мнение, легче устанавливает дружеские связи, способен к сотрудничеству и не боится отличаться сам. Именно такие качества особенно важны в XXI веке, когда общение не ограничивается одним двором или школой, а охватывает весь мир.









