Гуковский психолог рассказала о понятии «готовность к школе» ребенка

Что же такое «готовность к школе» и на что родителям стоит все-таки обратить внимание при подготовке к школе.

#Общество

Первое и самое важное это навыки самообслуживания. Это то, что требует наибольшего времени на освоение, но понадобится сразу же, как только ребёнок переступит школьный порог. В первую очередь, к началу школьного обучения ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться (учимся справляться с пуговицами, «молниями», крючками, шнурками и т. д.). Кстати, это очень полезные навыки – развивают мелкие мышцы руки, готовят руку к письму. Так же есть, пользуясь столовыми приборами (ложки, вилки), следить за чистотой школьной формы и обуви, собирать свои учебные принадлежности в портфель, приводить в порядок рабочее место.

Еще один важный фактор — это безопасность на дороге. Как можно чаще напоминайте и отрабатывайте на практике умения соблюдать правила дорожного движения. Во время прогулок повторяйте, обсуждайте, выполняйте все правила безопасности для пешеходов. Ведь ребёнок должен знать, что даже если машин не видно, но на светофоре горит красный сигнал, идти нельзя ни в коем случае — это работа родителей, показывайте пример. Проложите и отработайте маршрут «дом-школа». Сначала пройдите этот путь сами и проверьте, нет ли по дороге в школу опасных для ребёнка объектов — заброшенных, разрушенных, недостроенных зданий, гаражей, неогороженных котлованов, а потом пройдите с ребёнком от дома до школы и обратно несколько раз.

Кроме этого готовность ребёнка к обучению в школе — это психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребёнка и сформированное желание учиться.

Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности.

Ребенок должен знать общую информацию о себе: фамилию, имя, отчество свою и родителей, знать свой возраст и дату рождения, домашний адрес, профессию и место работы родителей, название города, области и страны, в которой живет ребенок.

Так же ребёнок должен выполнять задание без отвлечения в течение 15 минут, уметь находить отличия между предметами, копировать линии и узоры. Если у будущего первоклассника это, получается, значит у него хорошо развито внимание.

Память еще одна важная составляющая в обучении в школе. И если ребенок может запомнить 8 простых картинок, 2-3 стихотворения, скороговорку, небольшой прочитанный вами текст, а потом его пересказать, то это значит, что у вашего ребенка хорошая память.

Так же неплохо было бы поработать в развитии мышления, логики, воображения.

Если ребенок может составить рассказ из серии картинок, умеет составлять предложение из набора слов, пользоваться предлогами, знает цифры от 0 до 10 и умеет считать в прямом и обратном направлении, знает простые геометрические фигуры, умеет сравнивать количество предметов, решает простые логические задачи, знает название овощей, фруктов, некоторых видов деревьев, кустарников, виды спорта, профессии, птиц, диких и домашних животных, и их детёнышей, знает отличительные признаки животных и птиц, времена года, название месяцев и дней недели, значит ребенок готов к школьному обучению.

Но и этого мало!

Ребенок приходит в новый коллектив, незнакомое место и может испугаться, замкнуться в себе. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Постарайтесь заранее соотнести режим дня вашего ребёнка с режимом дня школьника.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

В первом классе большая нагрузка идет на мелкую моторику. Поэтому следите, как ребенок держит ручку, карандаш, так как рука намного быстрее устает, если держать ручку неправильно. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним. Помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «горизонтально-вертикально» и т. д., объединять предметы в группы по одному признаку. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ученье — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Не стоит забывать, что непременным атрибутом учебы являются школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник, воспринимает, как новые игрушки. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, и это поможет поддерживать интерес к учебе.

Что должен знать и уметь ребенок мы разобрались, остался последний очень важный момент: ошибки, которые совершают родители, пытаясь сделать как лучше, а в итоге повышают уровень стресса и отбивают всякую мотивацию учиться.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок легко адаптировался к школе, нашел хороших, верных друзей, получал похвалу от учителей, а дневник был усеян отличными оценками. Однако, кто бы что ни говорил, все начинается с грамотного построения отношений в коллективе.

Итак, какие же 3 ошибки совершают родители и близкие будущего первоклассника:

1. Не критикуйте школу, в которую ходит или будет ходить ваш ребенок. Если вы понимаете, что учебная программа, сверстники и преподаватели не вызывают доверия, лучше перевести школьника в другое заведение, которое будет соответствовать вашим ожиданиям. Однако если такой возможности нет, лучше помогите чаду сгладить углы.

2. Не обсуждайте учителей при детях. Авторитет учителя может безнадежно упасть в глазах ребенка, если родители выражают свое недовольство. Безусловно, ситуации бывают разные, однако рекомендуем встретиться с преподавателем и обсудить проблемы тет-а-тет. Иначе школьник попросту впитает негатив, как губка, и это отразится на учебе.

3. Не вмешивайтесь в отношения ребенка с одноклассниками. Каждый должен иметь возможность самостоятельно выбирать друзей и строить с ними отношения. Вы можете мягко направлять, но не стоит навязывать свое мнение. Исключение: буллинг, когда чадо нужно спасать.

Помните, школа – важнейший период, влияющий на формирование личности. И те поведенческие сценарии, которые ученик усвоит за 11 лет, он перенесет во взрослую жизнь, поэтому важно следить не только за ребенком, но и за собственными словами и действиями.

Ваша вера в успех, спокойные, ровные отношения помогут ребёнку справиться со всеми трудностями.

Педагог – психолог Бондарева Г.В.

Звезда Гуково