Гуково, Ростовская область, 20 января 2022 год, «Звезда Шахтера». Речь человека – это его визитная карточка. Развитие речи оказывает влияние на формирование личности ребенка, его волевых качеств, характер, взгляды, убеждения.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать, контролировать свою деятельность.
Некоторые родители считают, что если ребенок говорит, не закрывая рта, то с речью у него все в порядке, но это далеко не так. В первом классе школы выясняется, что 60% детей не могут грамматически правильно составить предложение, понятно выразить свою мысль, задать правильно вопрос, пересказать нужный текст, составить текст по картинкам, составить творческий рассказ, описать что — либо словесно . Эти трудности можно преодолеть за 1-2 года до школы , если вовремя обратить внимание на развитие речи своего ребенка. Что же может служить основанием для беспокойства родителей ребенка-дошкольника:
— если у вашего ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по общему признаку, т.е. одним словом: овощи, фрукты, деревья т.д.;
— затрудняется заменить слово синонимом: «собака- пес, смотреть- глядеть и т.д.»
— подобрать к слову антоним: «сахар – соль, холодный – горячий, ходить – стоять и т.д.»
— если в речи вашего ребенка присутствуют стойкие аграмматизмы в употреблении слов, построении предложений: «Вот ухи. Нету стулов у столов.»
— если ребенок не активен в речевом общении, не может связно рассказать о каких-то событиях, неправильно произносит звуки (к 5 годам у ребенка должно сформироваться правильное произношение всех звуков русского языка), переставляет, заменяет слоги в словах «ракандаш, басака, гофли, земниника, фотографиваца».
От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит и как можно раннее устранение всех вышеперечисленных недостатков речи вашего ребенка, и, как следствие, развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей. Эту работу лучше всего доверить специалистам – логопедам, которые не только устраняют нарушения речи, приводят речь в соответствие с возрастными нормами, но и решают профилактические задачи: профилактика дислексии (нарушение чтения), дисграфии (нарушение письма), помогают ребенку лучше подготовиться к школе.
Во многих детских садах города есть группы компенсирующей направленности, в которых работают опытные учителя-логопеды. Родителям не стоит откладывать оказание коррекционной речевой помощи своим детям на последний год перед школой, а то и на начальное школьное обучение.
Т.В. Лужбина, учитель-логопед ТПМПК МБДОУ Детский сад №42 «Рябинушка»