Детский сад — учебное заведение, где начинается первое систематическое педагогическое воспитание родителей (законных представителей). От совместной работы родителей и иных законных представителей, педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) зачастую зависит от качества работы дошкольного педагога. Независимо от того, насколько серьезно продуманы формы воспитания детей в детском саду, независимо от того, насколько высока квалификация педагога, невозможно достичь цели без активного участия родителей и иных законных представителей в образовательном процессе.
Чтобы решить эту проблему, перед педагогами Детского сада № 31 «Теремок» (заведующий О.П. Гончаренко) на протяжении многих лет стоят следующие задачи:
— установить партнерские отношения с семьей;
— вызвать родителей (законных представителей) на диалог;
— создать атмосферу общих интересов;
— обогатить воспитательные навыки родителей (законных представителей);
— сохранять уверенность у родителей (законных представителей) в необходимости всестороннего воздействия на ребенка.
Решение поставленных задач связано с осознанием родителями (законными представителями) своей роли в образовательном процессе. Ключевая форма работы с семьей в нашем детском саду — индивидуальная. Во время разговора с родителями (законными представителями) мы узнаем структуру семьи, ее психологический климат и традиции. Такие разговоры являются первыми шагами к хорошим, доверительным отношениям между родителями и педагогами. Родители понимают, что их ребенок любим и принят таким, какой он есть, и прилагают усилия, чтобы помочь ему справиться с трудностями. Существует много форм общения с родителями (законными представителями).
Педагоги средней группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи на протяжении последних лет практикуют систематическое проведение открытых занятий в группе (один раз в квартал). Посещая такие мероприятия, родители (законные представители) получают возможность следить за прогрессом детей, видеть их трудности, наблюдать за поведением в режимных моментах, организацией игровых мероприятий и т. д. 2023 – 2024 учебный год не стал для нас исключением. С детьми группы «Почемучки» 21 сентября этого года был проведен открытый показ НОД (непосредственно образовательная деятельность) по логопедической ритмике «Муха – Цокотуха». Данное мероприятие подготовили Л.Н. Белич –учитель – логопед, Е. Е. Борисова – музыкальный руководитель, О.А. Вацура – воспитатель.
На открытом показе непосредственной образовательной деятельности присутствовали не только сотрудники детского сада, но и родители дошколят средней группы компенсирующей направленности. Логоритмика используется нами в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками «Теремка». Работая в группе компенсирующей направленности мы, педагоги, начали построение системной работы по теме: «Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников». Наша работа началась с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.) Заинтересовала нас методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Начали изучать литературу Н.В. Нищевой. Непосредственно на открытом занятии мы соблюдали психолого-педагогические условия:
создали благоприятную психологическую атмосферу проведения НОД; -постоянно привлекали внимание детей; пробуждали у воспитанников интерес к выполнению упражнений.
Мы считаем, что добились решения основной цели – это коррекция дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации. Все это достигалось путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений.
За время опыта педагогами данной группы был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов. Мы уверены, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников средней группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.
После просмотра НОД в заключение встречи выступила педагог – психолог Детского сада №31 «Теремок» Н.В. Шпак с консультацией для родителей (законных представителей) по теме «Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет». Она отметила, что дети этого возраста нуждаются в особом внимании взрослых.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Роль педагогического образования велика, но роль семьи остается решающей. Следовательно, только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей может быть достигнута конечная цель обучения.
Партнерство помогает вместе решить многие проблемы и сделать все возможное, чтобы наши дети были самыми счастливыми.
Быть педагогом — это настоящее призвание. В череде праздников – Дня воспитателя и всех дошкольных работников России, Всемирного дня учителя, мы педагогам города Гуково желаем: пусть ваша работа вовсе нелегка, но вы ее выполняете на «отлично». В ваш профессиональный праздник хочется поблагодарить вас за теплоту, заботу и внимание к детям. Искренне пожелать вам крепкого здоровья, благополучия, терпения, успехов и радости. Желаем жить в достатке, а счастье пусть, словно лучший друг, всегда идет с вами в ногу.
С.А. Кочерга, старший воспитатель, Л.Н. Белич, учитель-логопед детского сада № 31 «Теремок»