В Минздраве России разработали рекомендации по общению докторов с пациентами. Чиновники выделили ряд слов и выражений, которые медикам не следует использовать при беседе, в том числе и по телефону. Об этом говорится в методических рекомендациях, опубликованных Центральным научно-исследовательским институтом (ЦНИИ) организации и информатизации здравоохранения Минздрава.
В частности, не рекомендовано использовать и любые оценочные суждения или завуалированные оскорбления. К пациенту авторы методички советуют обращаться по имени и на Вы. В Минздраве сообщили, что в беседе с пациентом не следует использовать интонации и слова, которые бы демонстрировали безучастность и безразличие, могли бы трактоваться в качестве попытки уйти от ответственности.Так, стоит отказаться от фраз-провокаторов, например, вместо обращений «девушка», «молодой человек» и «мужчина» следует говорить «вы», «скажите, пожалуйста» или использовать имя пациента. Также докторам не рекомендуется говорить «не знаю, кто вам такое сказал» и «а мы-то здесь причем?».
Кроме того, ошибочными сочтены и фразы, возлагающие вину на пациента, а также «вы меня, конечно, извините, но», «вы что-то путаете», «вы меня не слышите» и «что вас еще не устраивает?». Также сообщается, что следует избегать фраз «нет», «нельзя», «не получится», «невозможно», вместо них лучше употреблять «я предлагаю», «получится, только если…», «доктор принимает». То же касается и уменьшительно-ласкательных слов, таких как «минуточку», «звоночек», «договорчик», а также фраз «я не знаю», «ничего не можем сделать для Вас», «ничего не могу обещать».
Как рассказал помощник главы Минздрава Алексей Кузнецов, разработанные рекомендации помогут сделать общение врача и пациента более конструктивным. По его словам, министерством ведется работа по повышению эффективности дистанционного взаимодействия между ними.