В связи с растущим количеством жалоб на неудовлетворительное состояние муниципальных автомобильных дорог и нехватку средств на их содержание в Донском парламенте прошло общественное обсуждение посвященное возможности корректировки ставок транспортного налога.
В настоящее время за состояние дорог местного значения отвечают муниципальные власти. Они обязаны поддерживать качество дорожного покрытия, строить новые, ремонтировать и реконструировать существующие дороги. Специально для этого в каждом муниципалитете есть дорожный фонд, формирующийся в основном за счет транспортного налога, который платят владельцы автотранспорта.
Тем не менее, жители Ростовской области все чаще жалуются на то, что дороги в муниципалитетах с каждым годом становятся все хуже, а местные власти бессильны что-либо изменить, так как в дорожных фондах просто не хватает средств.
Как рассказал первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Сергей Михалев ставки по транспортному налогу на Дону не менялись с 2008 года. За это время общая протяженность автомобильных дорог местного значения увеличилась более чем в 3 раза, выросли цены на строительные материалы и дорожные работы.
Муниципальные власти вынуждены перенаправлять на дорожное хозяйство часть бюджетных средств с других статей расходов, но и этого с трудом хватает даже на поддержание существующих транспортных артерий. К примеру, глава администрации Александровского сельского поселения Азовского района Александра Хижняк сообщила, что в ее поселении из-за состояния дорог транспортная компания отказалась возить людей по ряду маршрутов – постоянный ремонт автомобилей делает перевозку пассажиров убыточной.
Председатель городской Думы – глава города Шахты Константин Корнеев рассказал, что сегодня общая протяженность автодорог с твердым покрытием в городе составляет 323 км. С учетом предполагаемой субсидии из областного бюджета в 2025 году шахтинские власти смогут обновить только 11 км дорожного полотна. На ямочный ремонт получится выделить около 30 млн рублей при реальной потребности в 80 млн рублей.
Идентичная ситуация складывается и в других муниципалитетах Ростовской области. Местные власти видят решение в пересмотре ставок по транспортному налогу.
— Повышение налоговых ставок – это мера всегда непопулярная, вынужденная, но в то же время она назрела, она обоснована. Бездействие или затягивание решения в этом вопросе может быть чревато более серьезными последствиями, — отметил в своем выступлении Константин Корнеев.
Заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов Лилия Федотова рассказала, что анализ действующего в других регионах России законодательства в отношении транспортного налога показал, что в Ростовской области ставки ниже, чем у соседей. Между тем, количество транспорта на донских дорогах за 16 лет увеличилось более чем на 700 тысяч автомобилей.
— С учетом удорожания строительных материалов, увеличения протяженности дорог, которые необходимо содержать и приводить в нормативное состояние, потребовалось пересмотреть источники финансирования дорожного хозяйства, — рассказала Лилия Федотова. – Акцизы на нефтепродукты мы скорректировать не можем, поскольку эти средства в твердых суммах мы получаем из федерального центра, а транспортный налог может быть скорректирован.
В связи со сложившейся ситуацией в июле 2024 года депутаты Законодательного Собрания Ростовской области в первом чтении приняли законопроект призванный скорректировать отдельные положения регионального налогового законодательства в отношении транспортного налога. Документ был направлен в муниципальные образования для обсуждения на местах.
Первый вице-спикер донского парламента Сергей Михалев отметил, что предполагаемое увеличение ставок транспортного налога будет вводиться поэтапно в 2025, 2026 и 2027 годах.
При этом корректировки налоговых ставок не коснуться тех льготных категорий граждан, которые предусмотрены в этой сфере действующим законодательством.
Подводя итоги общественного обсуждения, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко действующее законодательство предусматривает коллективную ответственность автовладельцев за состояние местных дорог, потому что именно от транспортного налога зависит количество средств, которые тратит муниципалитет на содержание дорожного хозяйства.
— Каждый владелец транспортного средства, который едет по разбитой дороге и попадает в ямы, тратит на ремонт своей машины гораздо больше, чем предполагаемые суммы увеличения транспортного налога, предложенные муниципальными образованиями, — отметил Александр Ищенко.
Он подчеркнул, что существующая конструкция сбора транспортного налога в налоговом законодательстве отстала от жизни, и не соответствует реальным нуждам муниципалитетов.
— Профильному комитету нужно вместе с коллегами из Правительства области проанализировать те предложения муниципалитетов, которые прозвучали сегодня в ходе общественного обсуждения, проработать их вместе с транспортниками, дорожниками, и выйти на финальные решения, которые были бы приемлемы и для муниципальных образований и для владельцев транспортных средств, — подытожил Александр Ищенко.
В настоящее время предполагаемый размер налоговой ставки не определен, однако он будет привязан к виду транспортного средства и его мощности в лошадиных силах.
Пресс-служба ЗСРО
Фото с сайта zsro.ru