Наталья Беляева родилась и выросла в городе Гуково. После учебы работала председателем профкома и ведущим специалистом отдела кадров ЗАО «Швея». Она – участница литературной гостиной «Лира», член Союза писателей Дона. По словам гуковской поэтессы, стихосложение для нее — любимое занятие, лучшее лекарство и способ самовыражения. Стихи Натальи глубокие и философские, затрагивающие самые далекие струны души.
Наталья, когда и как начался ваш творческий путь?
Мой путь в поэзии начался совсем недавно – примерно в конце 2016 года. Как-то раз я разговаривала с одной из участниц литературной гостиной «Лира» – Марией Семеновной Шияновой. Мы много лет вместе проработали на швейной фабрике, и она знала меня как увлеченного и творческого человека. И вот она начала расспрашивать меня: «А чего ты ничего не пишешь? А почему ты к нам в литературную гостиную не ходишь?» Это меня даже как-то озадачило. И я попробовала написать стихотворение.
О чем было ваше первое стихотворение?
Помню, это была пейзажная лирика. Это мой «конек». Недавно я нашла и прочитала стихотворение, которое присылала Маше. Я поразилась! Вот правда, я все-таки думала, что это было немножко серьезнее. А там прямо в глаза бросается чисто техническая безграмотность. Хотя с другой стороны, увиденное меня немножко утешило, потому что я почувствовала разницу между этим стихотворением и теми, что пишу сейчас. Это просто колоссальная разница!
Как семья отнеслась к тому, что вы начали сочинять стихи?
Я стараюсь от своей семьи держать это все подальше – мне до сих пор как-то некомфортно с ними делиться моими стихами. Муж, например, вообще от творчества далек. Поэтому я вечерком сяду за компьютер, отвернусь от всех и «карябаю».
Сын Рома, напротив, очень творческий человек, и, в какой-то степени, тоже подтолкнул меня к поэзии. Как-то раз я ворчала на него из-за какой-то мелочи, а он, так прямо издевательски, сказал мне: «Мам, ты так хорошо выражаешь свои мысли даже когда ругаешься, почему ж тогда ничего не пишешь?» Я посмеялась, конечно, но задумалась. Сейчас они вместе с невесткой Викой меня очень поддерживают. Рома даже хвалится мною в кругу своих друзей и помогает выпускать сборники.
Расскажите о процессе написания стихотворения?
Сначала появляется строчка. Одна. Такая вот выраженная мысль. И потом уже на нее накручиваю ассоциации, которые она вызывает. Еще я немножко музыкальный человек, хотя никакой музыкальной грамотой не владею. Но мелодия, то есть стихотворный размер, для меня играет большую роль.
Я заметила одну интересную особенность. Вот, например, есть художники – они рисуют картины красками на холстах, портные – шьют платья из разных тканей. У них есть подручные материалы. Слова – тот же самый материал. И когда ты начинаешь ими управлять, создавая стихотворение, это так интересно! Этот процесс мне очень нравится.
О чем вам нравится писать больше всего, а о чем вы бы никогда и ни за что не взялись писать?
Я люблю стихи о природе и, как любая женщина, обожаю любовную лирику. С недавних пор меня заинтересовала гражданская лирика. Такая лирика, на мой взгляд, – самая тяжелая. И столько всего написано хорошего на тему любви к Родине, что браться за нее даже страшно. Но в последнее время, в связи с событиями в мире, меня «подвинуло» в эту сторону.
А вот о чем бы я никогда не написала? Даже не знаю. Наверное, нет такой темы. Уже несколько лет я веду свой канал на платформе Яндекс.Дзен. Он называется «Яблочное сердце». У меня там «хранятся» стихотворения и публицистика на совершенно разные темы. Одну из подборок на платформе я назвала «Скрим» в честь вокального приема, используемого в рок-музыке. Это своеобразный «расщеплённый» голос, то, что мы называем хрипом в микрофон. На самом деле это довольно сложный в техническом плане прием. Почему я назвала так свою подборку? Потому что выбрала для неё стихи, написанные необычным языком. Большинством они даже не понимаются, потому что для этого нужно прочитать стихотворение раз 10.
Не страшно ли быть откровенной в стихах, раскрывая свои мысли и чувства в поэзии?
Теперь нет: я стала намного увереннее в себе. Несколько лет назад я бы не осмелилась писать так, как делаю это сейчас. Какое-то время назад я стеснялась еще и того, что не могу ответить на критику – сформулировать свою правоту так, как это нужно. Сейчас все по-другому: делюсь с читателями своими мыслями, могу вступить в спор с агрессивно настроенной аудиторией на канале и отстоять свою точку зрения.
Расскажите о ваших сборниках стихов. Какие темы в них – главные?
На данный момент я выпустила три поэтических сборника: «Яблоки падают», «Только не сегодня» и «На память». Главных тем в них нет – это, скорее всего, все «сборные солянки».
Вот иной раз мне хочется взять ножницы и просто вырезать некоторые стихотворения из сборников. Из первого – может чуть меньше половины. Смотря на второй, желание избавиться от неугодных стихов возникает уже меньше. Третий сборник почти полностью меня устраивает, но кто знает, что будет через несколько лет.
Тем не менее, эти стихи, они как прожитый опыт. Мы, гуковские поэты, все-таки издаем свои книги не для славы, а больше для себя. Структурируем в удобном виде свои творения, что бы можно было потом проследить свой рост.
Есть ли у вас пример для подражания среди известных русских поэтов?
Да, у меня есть кумиры: Марина Цветаева, Борис Пастернак. До некоторых пор нравилась Вера Полозкова. Во многих ее стихотворениях сплошная нецензурная лексика или пошлятина, которую даже неприятно читать. Но ее отдельные работы – это просто не передать словами. В них можно утонуть. Это прямо такие вот перламутровые жемчужины среди грязи. А Марина Цветаева – моя любимая поэтесса. Одно время я с ее сборниками ложилась спать и вставала с утра с кровати. Стихи Цветаевой полны таких вот прямо интересных замысловатостей и глубинных смыслов. Это как раз такие стихи, которые навсегда остаются в памяти читателей.
Как вы считаете, можно ли научиться ремеслу поэта или это дар свыше?
Я думаю, в первую очередь, должен быть, конечно, дар. Но без науки он – ничто. Если человек обладает даром, то он, конечно, что-нибудь, да напишет. Возможно, корявенько, но напишет. Но этот дар обязательно нужно развивать. Я считаю, надо постоянно учиться: знать стихотворные размеры, направления, какие-то законы построения предложений. Ведь учиться и работать над собой – великое дело!
Что для вас поэзия? Какую роль играет в вашей жизни?
Поэзия для меня значит много. Когда я уже втянулась в это дело, то поняла, что у меня, по большому счету, ничего и нет. Я не работаю уже 14 лет по семейным обстоятельствам. Да, у меня есть отличная семья, но недавно поняла, что я просто утонула в личных переживаниях и домашних делах. Но теперь у меня есть спасательный круг – поэзия.
Ночью, когда глаза застилает усталость, когда кажется, что все – нет никаких сил, на помощь приходит любимое дело. В такие моменты попытаться что-то написать – это как выпить таблетку от головы, когда она долго и мучительно болела. Это лучшее лекарство. И потом, если видишь, что все получилось как надо, приходит сладкое чувство удовлетворения. На сегодняшний день поэзия – это для меня всё.
Фото из личного архива Натальи Беляевой
Маргарита Качура