Банкам предложено договариваться со страховыми компаниями о возвращении кредитов умерших клиентов
Если заемщик умер или получил инвалидность, взятые им кредиты банки должны возвращать у страховой компании — им нужно будет подать соответствующее требование в срок, указанный в договоре страхования, или когда станет известно о наступлении страхового случая. Такой законопроект заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко («Единая Россия») планирует внести в Госдуму 13 июля.
Новшество должно помочь избежать ситуаций, когда банки предъявляют претензии к заемщику или его наследникам, вместо того чтобы проверить, был ли заключен договор страхования, и обратиться напрямую к страховщику. При этом родственники не всегда знают о существовании такого договора, и им приходится погашать кредит за свой счет, рассказала депутат.
Верховный суд на стороне человека
Когда человек оформляет кредит, он может заключить с банком договор о страховании жизни и здоровья. Кредитор выступает в этом случае как посредник между страховой организацией и клиентом. И в случае непредвиденных обстоятельств, например смерти или инвалидности заемщика, банк как выгодоприобретатель имеет право получить возмещение и потратить его на оплату долга. В зависимости от суммы страхования кредит может быть погашен полностью или частично. Такие нормы закреплены в Законе «О потребительском кредите (займе)».
Но бывает, что наследники не знают, что их родственник оформлял страховку. А кредитная организация может не проверить информацию и не указать в досудебном требовании или иске помимо наследников страховую компанию. В итоге родные умершего заемщика вынуждены сами возвращать кредит, -рассказала Наталья Костенко.
На недопустимость такой недобросовестной практики указал и Верховный суд. В мае прошлого года он удовлетворил жалобу наследников женщины, у которой была задолженность по кредитной карте на 57 тысяч рублей, включая проценты, штрафы и списания за страховку. С наследников взыскали всю сумму плюс госпошлину. Они подали апелляцию, но это не помогло. Тогда они дошли до Верховного суда.
Суд отверг доводы нижестоящих инстанций, которые утверждали, что подключение заёмщика к программе коллективного страхования не освобождает ответчиков от исполнения обязательств, что наследники сами не обратились к страховщику за возмещением и не попросили привлечь его к процессу и что «право банка на обращение в суд с иском о взыскании кредитной задолженности к наследникам заемщика не ставится в зависимость от наличия страхования жизни и здоровья заёмщика». Высшая инстанция определила, что суды при рассмотрении дела не установили, получили ли наследники заемщика страховую выплату в связи с его смертью, а если не получили, то мог ли банк обратиться напрямую в страховую компанию за получением возмещения, которое бы он направил на полное или частичное погашение кредита.
В итоге Верховный суд отменил принятые нижестоящими инстанциями решения и отправил дело на повторное рассмотрение.
Если денег не хватит
Коллизия заключается в том, что у банков нет обязанности удостоверяться, какие случаи считаются страховыми, и требовать выплаты от страховщиков, считает Наталья Костенко. Поэтому, чтобы людям не приходилось каждый раз судиться из-за юридической неопределенности, она разработала поправку в Закон «О потребительском кредите (займе)». Согласно тексту проекта кредитор, которого договор страхования указывает как выгодоприобретателя, обязан предъявить страховщику требование о выплате возмещения в счет оплаты потребительского кредита и документы, подтверждающие события, имеющие признаки страхового случая. Это нужно сделать в течение срока, указанного в договоре страхования, при условии, если заемщик сам не потребовал возмещение от страховщика. Если же срок в договоре не указан, банк должен отправить требование в страховую компанию сразу, как только ему станет известно страховом случае.
Законопроект создаст дополнительные гарантии соблюдения финансовых прав людей.
Источник: Парламентская газета