«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
Анатоль Франс.
Это высказывание французского писателя, нобелевского лауреата стало девизом работы на заседании городского методического объединения педагогов дополнительного образования г. Гуково. Тема заседания: «Повышение качества и уровня использования информационных технологий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях в УДО».
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в условиях глобальной конкуренции. В связи с этим оптимизация процесса самостоятельной работы на занятиях выступает основной повышения качества профессиональной подготовки. Организация самостоятельной работы обучающихся в УДО ставит перед собой следующие задачи: Работа с пройденным материалом (закрепление, обобщение, повторение) Формирование исследовательских умений. Индивидуализация учебной и научно-познавательной деятельности обучающихся. Формирование готовности выпускников к самообразованию в дальнейшей жизни.
Использование информационных технологий для эффективной организации самостоятельной работы на занятиях в УДО с использованием ИКТ технологий, конечно, зависит от целевых установок педагога: для овладения и углубления знаний; для закрепления знаний и систематизации учебного материала и т.п.
В данных условиях наработка практического опыта использования ИКТ педагогами дополнительного образования более чем актуальна. Методист М.В. Югова в рамках работы ГМО представила одну из новейших интернет технологий — ресурс Learning Apps. Его работа основана на технологии Веб 2.0, позволяющая пересмотреть организацию учебной деятельности, в центре которой не потребление знаний обучающимися, а управление знаниями. Интернет перестает быть платформой только для передачи и поиска информации, а превращается в среду, где информация постоянно пополняется и изменяется самими пользователями. Learning Apps позволяет организовать фронтальный вид работы с использованием интерактивной доски. Каждый ребенок самостоятельно выполняет задание, затем данное задание выполняется на интерактивной доске и с использованием программы проводится автоматическая проверка: результат виден или озвучен.
Мастер-класс «Создание визуального обучающего контента с помощью онлайн — сервисов» представила педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ Е.В. Перепечина. Она отметила, что человеческий мозг может обрабатывать визуальные эффекты быстрее, чем текст. Поэтому, если педагог хочет создать более увлекательное электронное обучение, то он должен включить в свой обучающий курс разнообразный и привлекательный визуальный контент. Актуальный, запоминающийся образ-это мощный обучающий инструмент, который способствует вовлечению обучающихся, снижает когнитивную нагрузку и наиболее эффективно выполняет цели обучения.
В рубрике работы ГМО «Педагогический экскурс-участие и достижения»состоялосьпредставление электронной игры для одаренных краеведов «Самый умный». Данная методическая разработка в 2020 году была отмечена дипломом 3-й степени регионального этапа Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам. Н.В. Зайцева, методист МБУ ДО ДДТ продемонстрировала универсальные возможности использования разработанного электронного шаблона педагогами на своих занятиях.
Однако следует отметить, что применение ИКТ не должно быть самоцелью. Их следует применять в тех случаях, когда они помогают наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени решить определенные методические задачи. Во-вторых, совершенно очевидно, что в условиях информатизации современного общества особую важность приобретают умения людей самостоятельно извлекать информацию, получать ее, синтезировать, производить новую и распространять полученную. Такие умения самообразования позволят им быть постоянно востребованными на современном рынке труда в быстро меняющемся мире.
Педагоги дополнительного образования г. Гуково