Гуково, Ростовская область, 28 января 2022 год, «Звезда Шахтера». Всего каких-нибудь десять лет назад главными проблемами профориентации в нашей стране было отсутствие к ней государственного и общественного внимания и – как следствие – глубокий дефицит ресурсов. Прошло не так уж много времени, и ситуация кардинальным образом изменилась. Изменились и проблемы. На очередном этапе работы городского методического объединения по профориентации школьников нашего города рассматривались вопросы применение инновационных информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе.
Несмотря на всеобщие разговоры про «инновационность», в профориентационной работе с детьми и молодёжью имеется выраженный дефицит новых идей. По мнению экспертов, школы продолжают бесплодные попытки построить профориентационную работу на основе классных часов, факультативных учебных курсов и разного рода диагностических методик, не понимая при этом, что причина неэффективности – не в качестве методик, а в качестве самого подхода. Конечная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессионально-образовательном выборе 9- или 11-классника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Вряд ли тут помогут рефераты и классные часы «о профессиях», диагностические тестирования, дни открытых дверей, и тому подобные разовые мероприятия. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно.
В качестве «новой» идеи специалисты МБОУ Гимназии № 10 г. Гуково представили практику внедрения элементов SMART – технологий в профориентационную деятельность. А так же педагоги обсудили идеи центра цифрового образования IT –клуба. Создаваемый в рамках федеральных проектов: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», этот центр предполагает не столько введение нового формата профориентационной работы, сколько серьёзную модернизацию имеющихся практик.
Н.В. Зайцева