Когда мы лицом к лицу встречаемся с несправедливостью, жестокостью и дискриминацией, мы не можем остаться равнодушными. Сколько бы не говорилось в современном обществе о недопустимости ущемления прав человека по национальному или этническому признаку, мы продолжаем сталкиваться с расизмом.
Это ужасает, ведь люди гибнут лишь из-за того, что цвет их кожи кому-то не нравится. Я собираюсь рассказать о замечательном, на мой взгляд, фильме 2007 года «Писатели Свободы», режиссера Ричарда ЛаГравенес, и о том, почему ему стоит уделить внимание. Фильм основан на реальных событиях и дневниках учеников 203 класса средней школы Имени Вудроу Вилсона в городе Лонг-Бич, Калифорния.
С первых минут авторы фильма нас вводят в удручающую обстановку. На дворе 1994 год, в многонациональном городе, где живут потомки эмигрантов из разных континентов, на улицах ведется необъявленная война между представителями разных этносов за территорию, влияние и самое главное – за жизнь. У зрителя создается ощущение хаоса и беззакония.
Как раз в это время начинает действовать школьная программа добровольной интеграции, и для приезжих учеников выделяется специальный класс. Узнав об этом, молодая, воодушевленная и еще совершенно не опытная учительница Эрин Груэлл, не раздумывая, начинает работу в старшей школе «Уилсон». Но все ли так просто?
Ее класс состоит из проблемных подростков, вышедших из колоний, чьи родственники и друзья погибли из-за кровавых беспределов на улицах Лонг-Бич. Для этих детей каждый день, как новое испытание, и главная цель – выживание, а вовсе не учеба и хорошие оценки. Уже совсем скоро, когда учительницу принимают в «штыки», она понимает, что ее путь будет сложен.
Даже в классе между подростками витает едкая расовая напряженность и, пожалуй, самая большая загвоздка – это то, что абсолютно везде, для этих еще неокрепших детей, таится угроза. Они не чувствуют себя в безопасности. Это доказывают кадры из фильма, на которых кабинет и двор школы, будто разделены на «острова» с четкими границами, при пересечении которых начинаются массовые побои. Дети в классе даже боялись поменяться местами, если их будут окружать сверстники из чужой группировки, сформировавшейся по расовому признаку.
Почти для всех английский – не родной язык. И им еще предстоит научиться понимать и уважать своих одноклассников. История каждого ребенка отзывается в душе. Невероятно несправедливо все то, что происходит с ними. Жизнь заставила повзрослеть их слишком быстро. У них нет места, где им было бы спокойно, где в трудную минуту можно набраться сил – поэтому у них нет настоящего дома.
Пожалуй, это наиболее подходящий момент для того, чтобы сказать, что я восхищаюсь силой духа миссис Джи. Она настоящая и искренняя, Эрин Груэлл – мой герой. Если говорить об учителях, то только такие люди должны выбирать подобную профессию. Эта женщина единственная, кто по-настоящему верит в этих детей, не презирает, а пытается разобраться в их проблемах, помочь.
«Эта программа превращает школу в склад для лишних людей. Зачем детям делать вид, что они учатся? Ведь они понимают, мы только делаем вид, что учим их. Мы призываем: «Ходи в школу, учись», а потом говорим: «Они не способны учиться, так не будем же тратить ресурсы». Я предлагаю экскурсии. У них не было возможности получить знания о внешнем мире, а они их жаждут, я знаю. Это система поощрения. Она стимулирует желание учиться и получать хорошие отметки» — это цитата из фильма, она отражает идеи молодой учительницы.
Авторы фильма, в качестве контраста, показали, что не все коллеги поддерживают энтузиазм Эрин. Мне, как зрителю, жалко и противно видеть лицемерие преподавателей, которые на самом деле являются расистами. Они высокомерно рассуждают о людях с иным цветом кожи, но разве это характеризует – достойный ли перед ними человек? Благодаря чистым намерениям и самоотверженности Эрин, дети морально растут на наших глазах и становятся полноценными личностями.
Женщина покупает новые книги за свои деньги, раздает тетради, в которые подростки записывают все свои мысли, и устраивает игру. Суть заключается в том, чтобы подходить к линии, если называемые факты относятся к тебе. Игра показывает самим детям, что какими бы разными они ни были, их объединяют общие интересы и жизненные трудности. На самом-то деле не такие уж они и разные.
Ученики до этого напрямую говорят, что не могут уважать Груэлл лишь за то, что она зовется учителем, ведь они не знают ее характера. Поэтому мы видим, как своим уважением и поступками, она завоевывает не только ответное уважение подростков, но и их драгоценное доверие. Они открываются ей, делятся проблемами, дискутируют и размышляют над литературными произведениями. Они видят в героях книг себя, похожие ситуации, и могут разобраться с тем, что испытывают. Между тем, оценки улучшаются, а атмосфера класса все больше превращается в семейную.
Так, мы можем видеть, что ребята больше не боятся говорить, самостоятельно решают свои старые проблемы и наконец-то чувствуют себя в безопасности, один из учеников, зачитывая записи из своего дневника, произносит: «… А я думал, у меня нет дома. Я смотрел на небо и ждал, вдруг что-нибудь случится. У моей мамы нет родственников и нет денег. Зачем ходить в школу и получать хорошие отметки, если я бездомный? Автобус останавливается перед школой, ощущение такое, что сейчас стошнит. Я в прошлогодней одежде, на мне те же старые башмаки. Мне кажется, что надо мной все смеются, но вместо этого меня встречают друзья, с которыми я учился в прошлом году. И вдруг до меня доходит – миссис Груэлл, мой чокнутый учитель английского, – единственный человек который заставил меня думать о надежде. Мы говорим, как в прошлом году учили английский, как ездили на экскурсию, и мне становится легче. Я получаю расписание и вижу – мой первый учитель миссис Груэлл, класс 203. Я вхожу в класс и мне кажется, что все проблемы остались позади. Я дома.»
Я считаю, эта история показывает, что все мы равны, имеем сложные чувства, характер, мысли и учит тому, что каждый из нас заслуживает поддержки, уважения и возможности быть услышанным. Но где бы мы не жили, на каком бы языке не разговаривали и как бы не выглядели, нас связывают самые обычные вещи, ведь все мы – люди большой планеты Земля.
Фильм «Писатели Свободы» произвел на меня невероятное впечатление и дал повод для размышлений. Очень советую всем к просмотру. Эрин Груэлл предложила своим ученикам написать свои собственные дневники, как у Анны Франк, что они читали на уроке. Дневник Писателей Свободы был опубликован в 1999 году.
Справочно: Фильм «Писатели свободы» (англ. FreedomWriters) основан на книге учителя Эрин Груэлл «Дневник свободных писателей», в которой отражена истории, случившаяся в Wilson Classical High School (Лонг-Бич). Идея фильма исходит от журналистки Трейси Дернинг, которая сделала документальный фильм о Эрин Груэлл для программы Primetime на ABC News (отдел телеканала Эй-Би-Си). Премьера фильма состоялась 5 января 2007 года. Награды: Humanitas Prize за лучший фильм (Ричард ЛаГравенес – автор сценария и режиссер). Номинации: Награда Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP Image Awards) за лучший сценарий (Ричард ЛаГравенес).
София Оганнесян, юный корреспондент