15 сентября 1974 года на окраине Москвы была жестоко подавлена выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами. Для сноса привлекли большое количество милиции, а также поливочные машины и бульдозеры, отчего она получила название «Бульдозерная выставка».
Выставка была разбита на пустыре. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов. Картины были развешаны на импровизированных стойках, изготовленных из деревянных реек.
По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Несмотря на небольшой размах события, оно было весьма серьезно воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту ее проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, поливальные машины, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей, часть картин была конфискована.
Формально все выглядело как гневная спонтанная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка. Нападавшие ломали картины, арестовывали художников и зрителей. После этого события, вызвавшего громкий резонанс в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже.
Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла по разным данным около полутора тысяч человек. Участник выставки – известный график Борис Жутовский – отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляеве из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены.
По материалам rus.team, theartnewspaper.ru
Маргарита Качура