Один день из истории России: Дорога жизни

22 ноября 1941 года  по дороге, которая связывала блокадный Ленинград с остальной страной, проехала первая автоколонна с продовольствием. Эта автодорога, проложенная по льду, часто называют Ледовой дорогой жизни.

Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение.

Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 г. хлеба в сутки для рабочих и 125 г. для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 г. хлеба. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия. 

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 сантиметров. К 20 ноября толщина достигла 18 сантиметров, поэтому утром на восточный берег Ладоги с был отправлен батальон конно-транспортного полка из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 тонн муки.В тот же день были предприняты несколько удачных попыток пересечения озера на порожних машинах ГАЗ-АА.

На восточный берег 22 ноября была отправлена первая автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 тонн продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня.

В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 тонн и к концу месяца уже около 1 000 тонн.

По материалам: rus.team, tass.ru

Фото: kosygin.rusarchives.ru

Звезда Гуково