123 года назад, 1 ноября 1899 года, на воду был спущена легенда русского флота – крейсер «Варяг». По техническим характеристикам судно не имело равных, став самым быстроходным крейсером российского флота.
«Варяг» был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году он вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.
Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.
По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.
Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу.
Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» повернулся к японцам другим бортом. Теперь один вражеский миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары.
Внезапно «Варяг» сел на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начала быстро сближаться. Но случилось чудо: ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт столкнул корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер накренился на левый борт, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре рулевое управление оказывается разрушенным. Капитан Руднев чудом выжил после взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки показали чудеса храбрости, дисциплинированности и умения. Так, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получил ряд прямых попаданий, и японцы решили вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвратился на рейд в Чемульпо.
Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. В этом месте 30 июля 2006 года состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера.
По материалам rus.team, topwar.ru
Маргарита Качура