На сайте Центра Фобос опубликован цикл статей, посвященный мировому опыту улучшению экологической обстановки в шахтерских городах и созданию на месте заброшенных угольных предприятий объектов ландшафтного дизайна. В этой подборке объединены статьи о реализованных в разных странах проектах по рекультивации земель на месте горных выработок.
Берём пример: коллекция парков вместо шахты
Заброшенные шахты и карьеры, формируя токсичный микроклимат, угрожают безопасности людей и окружающей среды. Проблема известна давно, но полностью отказаться от добычи полезных ископаемых невозможно. До второй половины XX века в большинстве стран мира заброшенные объекты никак не восстанавливались. В лучшем случае, речь шла о заполнении отработанных месторождений водой.
Сегодня количество заброшенных шахт в мире уже перевалило за миллион. Соседство с ними приводит к серьезным проблемам со здоровьем у живущих рядом людей. К примеру, заброшенные урановые месторождения в Казахстане считаются одной из причин вспышки энцефалопатии среди жителей села Калачи. Примеси вредных веществ в заброшенных ракетных шахтах на территории Ивановской и Костромской областей России приводят к росту случаев рака лёгких и почек.
В последние десятилетия на проблему рекультивации шахт стали чаще обращать внимание, рассказывается на страницах онлайн-газеты «Экосфера». В Европе из-за высокой плотности населения и уровня урбанизации бывшие месторождения преобразуют в парки или сельскохозяйственные угодья.
Из инициатив последних лет интересен китайский опыт по освоению и рекультивации бывшей известняковой шахты в городе Нанкин. Общая площадь месторождения составляет почти 3,5 кв.км, а добыча известняка на этой территории известна с 1950-х годов. Часть месторождения была заболочена, но сохранились здания старых цементных заводов. Задачей чиновников, архитекторов и экологов стало восстановление природы и превращение неработающих предприятий в современные инфраструктурные объекты. В 2018 году власти решили разбить на территории бывшей шахты огромный садово-парковый комплекс.
Два с лишним года велись строительные работы в границах бывшего рудника. При этом обязательным условием было сохранение архитектурного облика промышленных предприятий. Китайские архитекторы изучили культурные особенности 13 городов мира, разбив в Нанкине 13 новых парков. В проекте они использовали элементы традиционной городской и садовой архитектуры: новый садовый комплекс оказался гармонично вписан в окружающий ландшафт. Бывшие мощности цементного завода превратились в музеи, а обрывы карьеров — в зрительные залы. Небольшой поезд, изначально предназначенный для транспортировки камней, теперь перевозит посетителей.
Берём пример: город-сад на месте угольной шахты
История немецкого города Эссен, расположенного в центре Рурской области и Рейнско-Рурского региона, – это чудесное превращение промышленного гиганта в город-сад. С начала XIX века над районом почти постоянно висело облако угольной пыли. Рудники и заводы прокоптили его до самого основания. Последняя угольная шахта закрылась в 1986 году, и с тех пор из угольного моногорода Эссен постепенно, с методичным усилием, превращался в город-парк, город-сад.
От создания парковых зон до изменения экологии во всём регионе – «зелёная революция» в Эссене поражает своими масштабами. Это не просто озеленение некогда промышленных территорий, а масштабный ребрендинг по всем законам современной экологической урбанистики. Итогом этих усилий стал статус «Зелёной столицей» Европы в 2017 году.
Сегодня на месте бывших угольных шахт и рудников раскинулись почти 2 000 га леса и несколько сотен зелёных зон, что существенно улучшило состояние атмосферного воздуха. Однако чистый воздух – это еще и результаты стараний властей Эссена вовлечь жителей и туристов в проект экомобильности, например, с помощью единого билета на автобус, трамвай и велосипед. Владельцам абонемента EVAG дается бонус в виде бесплатных 30 минут велопроката, есть гибкие тарифы на проезд и услуга бесплатного сопровождения людей с ограниченными возможностями. Так здесь пытаются пересадить горожан с личных автомобилей на экологичный общественный транспорт, рассказывает «ЕвроПульс».
Борются в Эссене и с шумовым загрязнением. И если раньше основным его источником были крупные промышленные предприятия, то сегодня — транспорт. 123 поезда дальнего следования, 600 с лишним пригородных электричек, которые ежедневно перевозят около 150 000 пассажиров. Шумовая атака колоссальна, поэтому в Эссене начали создавать так называемые тихие зоны, где шум будет не больше 55 децибелов (звук автомобильного гудка достигает 120 дБ, шум стиральной машины – 55, предельно допустимый уровень шума в Европе принят на уровне 65 дБ днем и 55 дБ – ночью). В первую очередь уровень шумового загрязнения снизится в больницах, домах престарелых, школах и детских садах и, конечно же, в парках и лесных зонах. При этом жители Эссена сами могут нанести на шумовую карту «островки тишины» с помощью специального сайта.
«Зелёный город» сегодня – это не только чистый воздух, это ещё и ответственность за ту нагрузку на климат и экологию, которую незаметно для себя дает каждый его житель. В Эссене учли и этот фактор, вместе со всей Германией начав возводить так называемые пассивные дома, школы и детские сады. Они строятся по принципу термоса, сберегая внутри тепло и запасая солнечную энергию. Если старые постройки до 1970-х годов тратят на отопление около 300 кВтч на м² в год, то пассивные – всего лишь 15-30. Впрочем, нужно учитывать, что пассивные дома можно строить лишь в регионах с мягким климатом. Например, как в Эссене, где зимой в среднем +5…+6°.
И вот только сухие цифры: выбросы углекислого газа в Эссене удалось снизить почти на 30% – с 6,32 млн тонн в 1990 году до 4,46 млн тонн в 2012 году. Это лучший показатель во всей Германии. В планах – сокращать выбросы на 10% каждые 5 лет. А символом возрождения некогда испещренной рудниками и шахтами земли стало возвращение сокола сапсана.
Источник: meteovesti.ru