В ноябре в Москве лучшие педагоги страны собрались на Всероссийском социальном патриотическом Форуме «Без срока давности: растим гражданина». Организаторами Форума на протяжении шести лет выступает Агентство социальных технологий и коммуникаций при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В рамках Форума состоялась образовательная программа с участием федеральных спикеров, круглые столы по обмену опытом, пленарные заседания, а также насыщенная культурная программа.
Учитывая значимость реализации социально активных практик воспитания обучающихся Дома детского творчества г. Гуково, методисты Н.В. Зайцева, М.В. Югова, педагог дополнительного образования Л.Б. Пинкина были приглашены для участия в Форуме.
На пленарном заседании в первый день работы Форума Наталья Викторовна Зайцева представила опыт работы Дома детского творчества по организации детского самоуправления как средство воспитания активных граждан. Эксперты отметили эффективный опыт деятельности Творческой республики Крылатых МБУ ДО ДДТ и опубликовали его в сборнике лучших социально активных технологий воспитания «Результативные технологии и ключевая проблематика гражданского воспитания».
В Общественной палате Российской Федерации проходила работа тематических секций. В работе секции «Разговоры о важном: успешный опыт и предложения» приняла участие Л. Б. Пинкина. Людмила Борисовна представила опыт работы по организации и проведению разговоров о важном в театральном коллективе. В своем выступлении она отметила что: «Надо использовать все, что может помочь пробудить в детских душах патриотические чувства. «Разговоры о важном» придуманы, чтобы взрослые говорили с детьми о Родине.
Специалистами разработаны и уже доступны в сети интернет занятия для всех возрастных категорий школьников со сценариями, методическими рекомендациями, видеороликами, презентациями, плакатами, с интерактивными заданиями, — бери и затевай разговор о важном на полчаса! На мой взгляд, проблема в том, что разговор получается нечасто. Диалога не получается. Часто – монолог учителя. Опять игра в одни ворота. Откуда знаю? С детьми разговариваю. Я – за то, чтобы «Разговоры о важном» были. Их необходимость очевидна, и нет надобности агитировать за очевидное! Надо, чтобы это были диалоги, многостороннее общение, чтобы дети активно высказывали свои мысли, чтобы был поиск ответов на проблемные вопросы, чтобы никто не боялся высказываться, а наоборот, — чтобы дети стремились высказать свое мнение….»
Живой интерес вызвала работа участников Форума на музейных площадках Москвы. В городском Центре толерантности мы познакомились с лучшими интерактивными экспериментами, а также учились самостоятельно разрабатывать интерактивные эксперименты для решения широкого спектра педагогических задач.
Особое внимание на Всероссийском Форуме было уделено теме формирования общероссийской гражданской идентичности школьников в рамках реализации Федерального проекта «Без срока давности». Тема невероятно важная и трепещущая. Герой Российской Федерации, координатор всероссийского проекта «Эстафета поколений» В.А. Бочаров вспоминает отрывок из романа советского писателя Дольд-Михайлика «У черных рыцарей».
Роман вышел в Киеве в 1964 году, и в нем уже устами американского генерала провозглашается следующее: «Вооруженная борьба 1941-1945 г.г. закончилась, начинаем войну психологическую. Над Россией сияет ореол спасителя человечества от фашизма. Этот ореол мы должны развеять. Уроки истории тем и отличаются, что человечество быстро их забывает, а нам это на руку. Мы заплатим десятки, сотни, тысячи долларов, и нам создадут мемуары по истории Второй мировой войны в нужном нам аспекте. Докажут, что не на Востоке, а в Африке, в Италии и на Тихом океане ковалась победа, апофеозом которой стало открытие второго фронта…..».
Возьмите в руки роман А.С. Иванова «Вечный зов» (издания 1981 года), и мы с вами найдем там информацию к размышлению, вложенную автором в слова штандартенфюрера СС, который понимает, что Германия во второй мировой терпит поражение: «Окончится война – все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, чем располагаем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Мы найдем своих союзников и помощников в самой России!»
Как видим, говорит Бочаров, методы воздействия на людей работают. Каждое последующее поколение россиян все стремительнее отдаляется от предыдущего и утрачивает те ценностные установки, традиции, обычаи, нормы поведения, духовно- нравственные ориентиры, которые определяют нашу сущность как граждан русского государства.
Ментальная война ведется против нашего государства не одно десятилетие. Далеко не просто молодому человеку противостоять этому мутному потоку и выбрать свой путь в жизни, путь, который раскроет его таланты, наполнит жизнь смыслом. Противостоять этому можно только объединив усилия государственных структур и общественных организаций, всего гражданского общества. Дело за малым – за нашими конкретными делами. Не быть равнодушным, не смотреть со стороны глазами стороннего наблюдателя, а используя свои ресурсы, свои знания, свои убеждения, аргументировано и эффективно участвовать в воспитательном процессе поколения, идущего нам на смену. Прочность государства зависит от качества фундамента, на котором оно стоит, а фундамент – это мы, граждане государства Российского! К таким выводам пришли участники Всероссийского форума «Без срока давности: Растим гражданина».
Н.В. Зайцева, Л.Б. Пинкина, М.В. Югова