Президент Владимир Путин официально объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника. Как отмечается в президентском указе, решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность.
О том, какие мероприятия необходимо провести в рамках тематического года в первую очередь размышляют и эксперты, и читатели. Мнения разные: можно проводить мероприятия, направленные на выявление и распространение лучших практик наставничества в формате презентаций, публикаций, открытых мероприятий, чтобы педагоги имели возможность обмениваться опытом. А может стоит больше внимания уделить повышению профессионализма педагогов?
Быть может, в тематическом году, связанном с наставничеством, стоит ждать особого внимания к выпускникам педвузов, которые придут в школу. А если это будет ситуация встречного выбора, то есть если наставничество станет взаимодействием сторон, одинаково заинтересованных в повышении уровня своего профессионализма, разочарований у молодых учителей будет намного меньше. Многие респонденты надеются, что будут сделаны грамотные рекомендации, которые разработают ученые, учителя, психологи, адресованные наставникам и написанные понятным человеческом языком, они очень помогут людям выполнять эту нелегкую и благородную задачу.
В нашем понимании наставник не Бог, не царь и не герой, он не может и не должен знать, и уметь абсолютно все. Но этот человек вполне может дать рекомендации своему подопечному, именно потому, что имеет успешный педагогический опыт. Поэтому, с целью повышения профессионального мастерства начинающих педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы в нашем детском саду составлена программа «Школа молодого педагога». Срок ее реализации – 3 года.
У начинающего свою деятельность педагога-психолога Е.В. Жигановой наставник – Н.В. Шпак (педагог-психолог). У Т.С. Гнилорыбовой – воспитатели О.С. Солоненко и О.А. Вацура. У молодого воспитателя Е.А. Головко – профессионалы своего дела О.В. Затона и И.В. Головко. Разработаны и описаны этапы реализации программы, куда входят характеристика и задачи деятельности начинающих педагогов с закрепленными наставниками «Теремка». А именно: обеспечение наиболее легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе.
Для этого педагоги-наставники в процессе адаптации поддерживают молодых специалистов эмоционально, укрепляя веру педагога в себя. Для достижения этой цели педагоги-наставники так же используют эффективные формы повышения профессиональной компетенции и профессионального мастерства начинающих педагогов, обеспечивают информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональных знаний. Педагоги-наставники стремятся приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения. Именно в этом ключе началась и продолжается, мы надеемся, системная, эффективная и плодотворная работа молодых специалистов с педагогами-наставниками.
«Педагог — это стержень любого общества, эта профессия должна быть престижной, уважаемой, востребованной. Нужно вернуть учителям тот вес и авторитет, которые были у преподавателей и в царских гимназиях, и в советской школе. Я уверена, что это в наших силах», — заявила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко на заседании Совета при президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Она отметила, что профессия педагога вновь стала престижной. И это радует.
С.А. Кочерга, старший воспитатель, Л.Н. Белич, учитель-логопед, детский сад «Теремок»