Ростовская область реализует шесть региональных проектов в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография», на которые в 2022 году выделен почти миллиард рублей без учета расходов на строительство. О строительстве школ, поддержке учителей и развитии допобразования школьников в рассказал первый заместитель губернатора региона Игорь Гуськов.
— Игорь Александрович, Ростовская область в рамках двух нацпроектов реализует свои региональные проекты. Расскажите, что это за проекты и сколько денег направляется на них?
— В рамках нацпроектов «Образование» и «Демография» у нас есть свои региональные – «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Патриотическое воспитание граждан РФ» и «Содействие занятости».
Так, на реализацию региональных проектов нацпроекта «Образование», не считая объектов строительства, в 2022 году направлено 997,3 млн рублей. А на строительство школ и детских садов в 2022 году выделено почти 6,8 млрд рублей.
— Сколько школ планируется ввести в эксплуатацию в ближайшее время в рамках регионального проекта «Современная школа»? Как идет работа по обновлению учебных заведений для учеников с ограниченными возможностями здоровья?
— До конца 2024 года запланирован ввод в эксплуатацию 9 школ на 10 245 мест. В частности, в 2022 году в рамках этого регионального проекта мы уже открыли школу на 600 мест в городе Шахты. В 2023 году введем в эксплуатацию школы в Каменском районе и Волгодонске.
А что касается коррекционных школ, то все 100% таких учебных заведений к концу 2024 года получат обновленную материально-техническую базу. В частности, запланировано оснащение мастерских, обновление помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Также проведем обновление учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного общего и дополнительного образования таких обучающихся.
— Известно, что в рамках этого же регионального проекта проводится отбор учителей, которые переедут в поселки для обучения местных школьников и получат за это выплату в 1 млн рублей. Как ведется отбор кандидатов, сколько педагогов уже отправились на работу в такие школы?
Министерство образования Ростовской области в 2022 году провело пять этапов конкурсного отбора претендентов на право получения такой единовременной компенсационной выплаты. Она положена тем педагогам, которые переезжают работать в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В настоящее время единовременная компенсация в размере 1 млн. рублей направлена на лицевые счета 31 учителю, прибывшему на работу в сельские населенные пункты.
Учителя-победители заключили трудовые договоры с директорами выбранных общеобразовательных учреждений, а также заключены трехсторонние договоры о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
— Как реализуется программа по открытию «Точек роста» в школах региона, сколько таких центров уже работает в области?
— Начиная с 2020 года в школах Ростовской области создано 295 «Точек роста» В текущем году поставляется оборудование для создания еще 251 такого центра. На эти цели выделено 234,9 млн рублей.
Центры «Точка роста» способствуют повышению охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
«Точки роста» помогают обучающимся в освоении учебных предметов, а также программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, проводится практическая отработка учебного материала по физике, химии и биологии.
Школы самостоятельно определили, какое оборудование им необходимо в первую очередь. Учитывались кадровый потенциал, потребность территории, наличие профессиональных образовательных организаций. Каждая «Точка роста» получилась индивидуальной.
Поставлено современное оборудование, в том числе экспериментальное. Это цифровые лаборатории для изучения физики, химии, биологии и экологии, а также оборудование для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей, а также компьютерное оборудование.
— Планируется ли продолжить развивать направление таких центров, как «Точки роста», в будущем?
— В этом году Минпросвещения России в связи с удорожанием оборудования объявило конкурсный переотбор субъектов на выделение средств субсидии федерального бюджета на создание «Точек роста». По итогам конкурсного отбора Ростовской области запланировано выделение средств федерального бюджета на создание в 2023 году 67 «Точек роста», а в 2024 году — 87. Таким образом, до конца 2024 года на базе сельских школ и школ малых городов планируется создать 700 «Точек роста».
— Как идет работа по оснащению образовательных организаций компьютерным и мультимедийным оборудованием?
— За 2020-2021 годы в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» компьютерным, интерактивным и мультимедийным оборудованием были оснащены 287 образовательных организаций, в том числе 55 образовательных организаций среднего профессионального образования. В 2022 году оснащено еще 230 образовательных организаций, включая 35 организаций среднего профессионального образования. На эти цели направлено 266,88 млн руб. На 2023 и 2024 годы из средств федерального бюджета выделены средства для оснащения компьютерным оборудованием еще 92 образовательных организаций.
— Еще одним местом для получения самых современных, технологических знаний школьниками стали IT-кубы, как выстроена в них работа, ждать ли появлений новых «кубов» в ближайшее время?
— Один из IT-кубов с 2020 года работает на базе «Дворца творчества детей и молодежи» в Ростове-на-Дону. В его структуре функционируют шесть кубов, каждый из который соответствует приоритетным направлениям технологического развития страны: «Программирование на Python», «Мобильная разработка», «Разработка VR/AR-приложений», «Основы программирования на Java», «Кибергигиена и работа с большими данными», «Программирование роботов».
Уже в 2022 году в Волгодонске на базе лицея № 24 также создан IT-куб.
Школьники получили возможность обучаться по дополнительным образовательным программам, проводить мероприятия по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомиться с технологиями искусственного интеллекта.
В следующем году создание центров цифрового образования «IT-куб» планируется еще в семи муниципалитетах.
— Если продолжить разговор о внеучебной деятельности школьников, то как в регионе обстоят дела с дополнительным образованием детей?
— До конца текущего года охват дополнительным образованием школьников планируется довести до 80%.
В частности, в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
В области созданы новые центры. Донские школьники получили новые возможности для развития талантов. Для сельских детей стали доступнее новые технологии мобильного технопарка «Кванториум», решать научные задачи вместе с настоящими учеными можно в «Доме научной коллаборации». Все эти организации развиваются, предоставляют возможности для развития талантов у школьников и студентов.
Источник: interfax-russia.ru