Помогают ли школьные олимпиады поступить в вуз

Поступать в вуз «через олимпиаду» — довольно популярный способ последнего десятилетия. Победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ и могут поступать без вступительных экзаменов (БВИ). Университеты также заинтересованы в сильных студентах, и если их много, а бюджетных мест на всех не хватает, готовы учить олимпиадников за свой счет. 

#Образование

Объясняем, какими бывают школьные олимпиады, что за преференции они дают по сравнению с ЕГЭ и нужно ли вводить квоты для поступающих без вступительных экзаменов.

Три шага к успеху
Приоритетное право зачисления в вуз на бюджетные места сегодня имеют дети-инвалиды, сироты и оставшиеся без попечения родителей, ребята, у которых папа или мама участвуют в СВО, а также абитуриенты, поступающие по целевой квоте. Следом зачисляют победителей и призеров школьных олимпиад, а затем уже поступающих по баллам ЕГЭ в общем потоке.

Особое место среди интеллектуальных состязаний занимает Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), которую проводит Министерство просвещения. Льготы для победителей и призеров заключительного этапа прописаны в федеральном законе: поступление без экзаменов в любой вуз на специальность, соответствующую направлению олимпиады.

Следом идут олимпиады, входящие в перечень интеллектуальных соревнований, по которым можно поступить на бюджет. Список ежегодно утверждает Минобрнауки РФ, а экспертизу проводит Российский совет олимпиад школьников. В прошлом учебном году таких конкурсов было 87, в нынешнем — 85. На выбор — множество направлений: от русского языка и базовой математики до финансовой грамотности и искусствоведения.

Преимущества при поступлении в вуз для олимпиадников бывают трех типов, и льготы за конкретные результаты на соревнованиях определяет сам вуз. Первое из преимуществ — зачисление без вступительных испытаний. Второе — зачет 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, третье — зачет максимального балла за дополнительное вступительное испытание, установленное вузом. Это зависит от уровня олимпиады, их три. 

В конкурсах I уровня участвуют школьники из более чем 30 субъектов РФ. Причем не менее 35% из них учатся в невыпускных классах. На заключительном этапе дается не менее 70% оригинальных творческих заданий повышенной сложности. Среди них старейшие Московская и Санкт-Петербургская олимпиады по математике, Олимпиада школьников СПбГУ, Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии, Международная олимпиада по финансовой безопасности, а также «Высшая проба», «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов».

В олимпиадах II уровня участвуют школьники из 20 субъектов РФ, 30% из них, как и в первом случае,  должны учиться в невыпускных классах, а в финале — не менее половины заданий высокого уровня сложности. Для III уровня достаточно собрать участников из 10 регионов, из них 25% — невыпускные классы, и ввести в заключительный этап не менее 30% сложных заданий.

Итоги олимпиад, за исключением самой крупной из них — ВсОШ, следует подтверждать баллами ЕГЭ по профильному предмету. Допустимый минимум — 75 баллов.

«Призерам и победителям олимпиад предоставляются льготы при поступлении, но обязательным условием является получение на ЕГЭ не ниже 75 баллов. Иначе нельзя получить льготу по соответствующему предмету и быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ, — поясняет начальник отдела организации приемной кампании Департамента организации приема абитуриентов и довузовской подготовки МГУТУ имени К. Г. Разумовского Мадонна Хурцидзе. — Например, если абитуриент получил 75 баллов по географии и является победителем-призером олимпиады, он может поступить без вступительных испытаний на направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование. Если поступающий не набрал 75 баллов, то воспользоваться таким правом он не сможет».

Однако вузы могут устанавливать более высокие требования. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) и в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) для поступления на некоторые направления нужно набрать 85 баллов, чтобы результат олимпиады был засчитан. Абитуриентам из новых регионов достаточно 65 баллов. Не требуют подтверждения только результаты Всероссийской олимпиады школьников и участие в сборных командах международных олимпиад.

Преимущества, которые дает диплом победителя, вузы определяют самостоятельно. Не считая ВсОШ, она вне конкуренции и дает БВИ априори. К примеру, в этом году на «Востоковедение» в СПбГУ без вступительных испытаний принимали победителей олимпиад по истории I–II уровней или призеров I уровня. Конкурсы ниже уровнем либо «языковые» олимпиады — по русскому и иностранному — приносили 100 баллов ЕГЭ, но не БВИ.

На «Прикладной математике и информатике» право БВИ давали олимпиады любого уровня, независимо от того, призер ты или победитель (за исключением олимпиад по русскому языку). На «Лечебном деле» БВИ проходили только олимпиадники I уровня по биологии, медицине и химии, на менеджменте — только победители в конкурсе I уровня по математике. На юрфак без экзаменов тоже брали лишь с победой в олимпиаде I уровня.

А вот в других вузах, где конкурс не такой большой, к олимпиадникам более лояльны: так, в Технологический институт поступали БВИ все победители и призеры олимпиад I и II уровней. 

Самая Всероссийская
Всероссийская олимпиада школьника, которую курирует Минпросвещения РФ, считается самой престижной. Она охватывает 24 предмета, включая астрономию, основы безопасности и защиты Родины (ОБиЗР), труд и физкультуру. ВсОШ состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. В школьном этапе по математике и русскому языку можно участвовать с 4-го класса. Бонусы можно получить уже на региональном этапе — несколько баллов за индивидуальные достижения, которые приплюсовываются к баллам ЕГЭ.

В финал ВсОШ выходят самые талантливые ребята. Победа или призерство позволяют им поступить в вуз по профилю предмета без вступительных испытаний. Условно, победил в олимпиаде по географии — можешь подавать документы на географический факультет. 

 «Победители или призеры олимпиады могут воспользоваться правом поступления по БВИ в течение четырех лет, — подтверждает Мадонна Хурцидзе. — То есть ученик 9-го класса получил статус победителя олимпиады и может после 11-го класса воспользоваться льготой, а 10-11 класс посвятить подготовке к ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления в университет».

Еще один масштабный олимпиадный проект, который организовывает МГУ имени М.В. Ломоносова, «Покори Воробьевы горы». Он охватывает иностранный язык, журналистику, литературу, математику, обществознание, физику (I уровень), географию, историю (II уровень). Победители и призеры получают дополнительные баллы — от 3 до 100 в зависимости от предмета и уровня подготовки. Это заметно повышает шансы на поступление в МГУ и другие вузы России.

В свою очередь Московский физико-технический институт (МФТИ) проводит «Физтех» — олимпиаду по физике и математике. Она ориентирована на старшеклассников. Победители и призеры могут заработать до 100 баллов к результатам ЕГЭ и зачисление без экзаменов в МФТИ.

А НИУ ВШЭ организует всероссийскую олимпиаду «Высшая проба», рассчитанную на 7-11 классы. Ее проводят по 30 различным профилям, включая физику, математику, иностранные языки, экономику, историю и другие дисциплины. Победители и призеры получают право на поступление в вузы без вступительных испытаний и 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.

В столице популярна Московская олимпиада школьников — конкурс для учащихся 5-11 классов. Можно сдавать математику, физику, химию, литературу, историю, астрономию и многое другое. Победители и призеры получают не только дополнительные баллы при поступлении в вуз, но и приглашение участвовать в профильных летних школах.

Вузы Санкт-Петербурга, в свою очередь, организуют порядка 20 олимпиад. К примеру, СПбУТУиЭ проводит олимпиаду III уровня «Финатлон для старшеклассников», Политех — Национальную технологическую олимпиаду и Международную олимпиаду по финансовой безопасности, СПбГЭУ — Междисциплинарную олимпиаду школьников имени В.И. Вернадского I уровня, СПбГАСУ — архитектурную олимпиаду I уровня, а в СПбГУ — олимпиады I уровня почти по всем предметам.

Всесибирская олимпиада школьников, которую устраивает Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, тоже ежегодно приглашает учеников 7-11 классов проверить свои силы и знания в математике, физике, информатике, химии и биологии. Призовые места дают право на льготы при поступлении в вузы, в том числе и без вступительных испытаний.

Талант дорогу найдет
Олимпиады и ЕГЭ имеют совершенно разные форматы, и подготовка к ним также отличается. Возникает вопрос: почему же вузы в первую очередь принимают олимпиадников, а не тех, кто набрал высокий балл на ЕГЭ? Ответ прост: задания на олимпиадах составлены так, чтобы при их выполнении показать не только знания, но и креативность.

«ЕГЭ — это проверка знаний на уровне школьной программы, а олимпиадные задания выходят за ее пределы, — поясняет ответственный секретарь приемной комиссии МГПУ Евгений Татаринцев. — Именно сложность задач является одним из критериев включения олимпиад в перечень Министерства образования и науки. Поэтому и даются особые права при поступлении».

«Написать ЕГЭ на 100 баллов тоже непросто, потому что ошибки там не прощают, — парирует эксперт ЕГЭ, автор интернет-канала о поступлении в вуз GrandExam Арсений Филин. — Задания ЕГЭ требуют большой концентрации внимания, и даже если они проще, чем олимпиадные, надо ни одной помарки не допустить. На олимпиадах, как правило, критерии более мягкие: если ты где-то чуть-чуть ошибся, то твой результат все равно могут округлить до победителя или призера».

С другой стороны, возможность поступить в вуз без вступительных испытаний обычно дают за олимпиады первого уровня. «Это сложные качественные олимпиады, которые требуют творческого подхода и которые писать в целом сложнее, чем написать ЕГЭ на какой-то достойный балл, — рассуждает Арсений Филин. — И как раз по итогам олимпиад вузы берут ребят, которые, может быть, где-то запутаются в числах, но глубоко знают предмет и умеют свои творческие навыки применить. Самые умные ребята зачастую способны решить какую-нибудь суперсложную задачу, но аккуратно посчитать числа или оформить всё так, как требуется на ЕГЭ, для них может быть проблемой».

Тем более что университеты тоже имеют определенную свободу действий. «Вуз может сказать: я даю поступление БВИ только за олимпиады I уровня, — поясняет Арсений Филин. — Или даже так: за олимпиады I уровня, кроме таких-то. Или за одну конкретную олимпиаду I уровня».

При этом поступление без вступительных испытаний для школьников — серьезный фактор, но не ключевая мотивация, полагают сами организаторы олимпиад. «Решение о приеме олимпиадников без вступительных испытаний было принято не так давно, а олимпиадному движению в стране почти 100 лет, — отмечает научный руководитель Центра педагогического мастерства, член Российского совета олимпиад школьников Иван Ященко. — Главный интерес ребят — попробовать свои силы, порешать любопытные задачки. Ну, некоторый фан».

Наш собеседник отмечает, что олимпиады позволяют школьникам по-новому взглянуть на изучаемый предмет. «Очень много ребят, пусть даже не победителей, говорят, что заинтересовались предметом по факту участия в олимпиаде, — отмечает Иван Ященко. — Потом они приходят в кружки, а в Москве, где эта система особенно развита, в Центр педагогического мастерства, около 20 тыс. человек ежегодно идут в «Математическую вертикаль». Все это ребята, которые были вовлечены в математику, информатику, естественные науки в том числе на олимпиадах».

Олимпиадное движение во многом и строится на кружках, и в том числе бесплатных.

«То, что победить в олимпиаде или сдать ЕГЭ без репетиторов невозможно, — это миф, распространенный прежде всего среди родителей в мегаполисах, — убежден Иван Ященко. — В России большая традиция развития таланта. И подавляющее большинство олимпиадников занимаются в бесплатных кружках, ездят на бесплатные смены в “Сириусе” и выигрывают не благодаря репетиторам, а благодаря занятиям, которые являются общедоступными».

По словам Ивана Ященко, пока еще сохраняется заметное неравенство возможностей между регионами. «Одно дело, если ребенок учится в крупном университетском центре, где много кружков, а другое дело — в сельской местности. Как раз образовательный центр “Сириус” выравнивает эту ситуацию, потому что приоритеты его работы — как раз регионы, где не так развиты свои системы кружков. Кстати, в соответствии с поручением Президента России практически во всех регионах уже начали работу центры по модели “Сириуса”. Поэтому возможности победить в олимпиаде без всяких репетиторов сейчас становятся доступными ребятам независимо от места проживания. Им помогут и материалы по подготовке к олимпиадам от Центра педагогического мастерства, которые бесплатно доступны ребятам и педагогам».

Целевая конкуренция
Сегодня абитуриенты могут подать документы в пять вузов, выбрав пять направлений в каждом из них. То есть они могут подать документы на 25 разных специальностей, а затем выбрать наиболее привлекательную. 

Но олимпиадники могут воспользоваться правом на зачисление БВИ только один раз, по одной образовательной программе и лишь в одном учебном заведении. На этот вуз они обычно и нацелены. Обычно они сдают только обязательные предметы ЕГЭ для получения аттестата — русский язык и математику. Как победители и призеры олимпиад, они освобождаются от экзаменов еще по двум профильным предметам. 

Однако специалисты советуют сдавать их для подстраховки и иметь возможность подать документы не только в выбранный вуз, но и в четыре других, пусть и на общих основаниях.

«Имеет смысл сдать какие-то профильные предметы — не с тем, чтобы это оказалось преимуществом, когда будут решать, кого зачислять по БВИ, а с тем, чтобы попробовать потом поступить либо по общему конкурсу, если вдруг конкурс БВИ абитуриент не пройдет, либо чтобы зайти в другой вуз с этими предметами», — убежден Арсений Филин.

Дело в том, что количество бюджетных мест в престижных вузах ограничено. И бывает, что их не хватает даже ребятам, получившим право поступать без вступительных экзаменов. Так случилось летом 2024 года в Сеченовском университете на специальности «Лечебное дело». Тогда более ста олимпиадников оказались не зачислены в вуз, потому что им всем просто не хватило бюджетных мест. Причины называли разные, в том числе и новые правила набора целевиков, в соответствии с которыми много ребят из регионов заключили договор на учебу и отработку в Москве.

Вопрос решился — университет принял олимпиадников на платные места, но на бесплатной основе. А чтобы «сеченовская» история не повторялась, в Минобрнауки РФ предложили ограничить в вузах число мест, на которые можно поступать без вступительных испытаний и ввести квоту по БВИ в 70% от общего числа бюджетных мест по каждому направлению. 

Также предложили сократить список олимпиад, дающих такое право, и зачислять БВИ только победителей и призеров олимпиад за 11-й класс, причем олимпиад I и II уровней. Напомним, сейчас таких уровней три, и результаты принимаются с 9-го по 11-й классы.

«Минобрнауки России разработало меры по исключению ситуаций, при которых большую часть выделенных бюджетных мест занимают победители и призеры олимпиад школьников», — сообщили в ведомстве.

Для сравнения: во Всероссийской олимпиаде школьников, по данным Минпросвещения РФ, в 2023/24 учебном году участвовали 7 млн ребят — это порядка 40% от общего числа учащихся. Победителями стали 530 старшеклассников, призерами — 2,5 тыс. человек. А всего на 2024/2025 учебный год российским вузам было выделено более 621 тыс. бюджетных мест. 

При этом, по данным Минобрнауки РФ, свыше 70% олимпиадников традиционно поступают в одни и те же топ-10 российских вузов, на самые востребованные специальности. Так что аншлаг возникает лишь в престижных университетах и на отдельных специальностях.

«Перебор олимпиадников в этом году произошел всего лишь в двух вузах по трем специальностям, — подтверждает Иван Ященко. — Ни в Физтехе, ни в Высшей школе экономики, ни в Санкт-Петербургском университете, ни в МГУ такого не наблюдалось. Меры, предложенные Минобрнауки, носят, скорее, превентивный характер и нацелены на то, чтобы подобная ситуация не возникла вновь. В любом случае ограничения по квотам БВИ будут разумными и на всех прочих вузах практически не скажутся, особенно на региональных, куда олимпиадников и без того поступает мало».

По мнению нашего собеседника, важно донести до родителей мысль: между «поступить в вуз» и «успешно в нем учиться» нет знака равенства. «На специальностях, которые привлекают большинство олимпиадников, очень сложная программа, — предупреждает Иван Ященко. — На некоторых программах в МФТИ или на новом факультете математики и компьютерных наук в СПбГУ человек, который не является будущим гением в математике, просто не осилит учебу».

Тем не менее вузы заинтересованы в победителях и призерах олимпиад. «Олимпиадники учатся блестяще, лучше прочих студентов, — убежден Иван Ященко. — Конечно, бывают исключения. И в мои годы на механико-математическом факультете МГУ были ребята, победители международных олимпиад по математике, которые отчислялись, не выдержав систематической нагрузки. Но статистика подтверждает: программу осваивают успешнее».

Абсолютно большинство победителей школьных олимпиад поступили бы в вуз и без олимпиад, полагает наш собеседник. Потому что по ЕГЭ они, как правило, получают 95 и более баллов.

«Не олимпиадники борются за вуз, а вуз за них, — добавляет Иван Ященко. — На олимпиадах, которые мы проводим, нет отбоя от представителей вузов, желающих выступить перед детьми, рассказать о своих программах. Каждый хочет заполучить себе талант — что в Москве, что в глубинке. Ряд губернаторов, ряд высокотехнологичных компаний выделяют гранты и стипендии для ребят, которые остаются учиться в родном регионе».

Многие родители стремятся отправить своих детей учиться в Москву, но этот подход уже не актуален, уверены эксперты. 

«Сейчас, в том числе благодаря государственной программе “5-100”, которая стартовала в 2012 году и была направлена на развитие и повышение статуса крупнейших российских вузов, региональные университеты по современным программам ничуть не уступают ведущим московским, — заключает Иван Ященко. — Например, если будешь учиться в Томске или в Тюмени, и тебя интересует нефтегазовая отрасль, то ты и стипендию получишь, и сразу включишься непосредственно в работу в компании. Станешь там лучшим. И таких примеров много».

Баллов много не бывает
Безусловно, университет сделает все возможное, чтобы принять всех победителей олимпиад, но это не всегда осуществимо.

«Победителям Всероссийской олимпиады в принципе ЕГЭ подтверждать не нужно, но даже в этом случае имеет смысл сдать экзамены, — полагает Евгений Татаринцев. — Если в вузе количество бюджетных мест меньше, чем количество БВИшников-олимпиадников, то их тоже будут ранжировать на конкурсной основе. По приоритетности первыми идут победители ВсОШ, потом призеры Всероссийской, потом — перечневых. Но при прочих равных вуз начинает смотреть, что у тебя с ЕГЭ — не с профильными, а с основными».

В МГПУ советуют абитуриентам с БВИ обратить внимание на дополнительные возможности, который предлагает конкретный университет. «Та же Вышка, даже если вы не проходите на бюджет, предоставляет олимпийцам возможность учиться бесплатно за счет организации, — отмечает Евгений Татаринцев. — Эти дополнительные условия находятся в открытом доступе на сайтах вузов, они обычно идут как приложение к правилам приема, их никто не скрывает, потому что вузы ведут охоту за такими ребятами. Чем сильнее абитуриент, тем быстрее ты можешь получить из него толк в качестве студента».

Елена Комарова

Источник: объясняем.рф

Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky. Все совпадения с реальными людьми случайны

Звезда Гуково