Ни один запуск с космодрома Байконур не обходится без представителей научно-конструкторского бюро моделирующих и управляющих систем Южного федерального университета.
55 лет назад, СССР, Великобритания и США подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», ставший основой международного космического права.
С середины XX века и по настоящее время НКБ «МИУС» Южного федерального университета принимает непосредственное участие в космических программах. Первые выпускники ТРТИ (ныне – Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета) помогали Сергею Королёву в запуске на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли. Разработки наших инженеров били рекорды быстродействия и производительности, часть созданных модулей вошла в штатную систему комплекса «Энергия» – «Буран». А сейчас сотрудники НКБ «МИУС» ЮФУ разрабатывают и поставляют для космической отрасли новые приборы и системы, а также регулярно сопровождают запуски пилотируемых и транспортных кораблей на Байконуре.
С 1998 года на космодроме применяется автоматизированная испытательная система нового поколения АИС-2000, которая предназначена для технологического и предстартового контроля орбитальных кораблей.
«Перед стартом нужно убедиться, что наше оборудование работоспособно. Вначале проходит тестирование непосредственно на территории РКК «Энергия» в городе Королёве, с которой мы сотрудничаем более 50 лет. Затем система полностью разбирается, транспортируется на Байконур, после чего собирается и вновь проверяется уже там», – рассказал директор НКБ «МИУС» Олег Спиридонов.
«Мы регулярно отправляем на космодром наших сотрудников. На каждом старте присутствует несколько представителей научно-конструкторского бюро, участвовавших в проекте», – отметил начальник отделения АИС Сергей Шляхтин.
24 января на космодром Байконур для обеспечения запуска транспортного корабля «Прогресс-М» на МКС отправился главный специалист отделения АИС Сергей Папиров, который пояснил: «АИС – это система, собранная из множества конструктивно и функционально независимых модулей, объединенных каналами связи. Модули подключаются кабелями к бортовым системам. Оператор поочередно запускает в работу в вычислительной системе АИС пакеты технологического программного обеспечения, позволяющие проверить исправность бортовых систем.
Запуск орбитального корабля проводится только в случае положительных результатов тестирования».
Благодаря уникальному оборудованию, созданному в научно-конструкторском бюро моделирующих и управляющих систем ЮФУ, минимизируется риск возникновения на космодроме внештатных ситуаций. Однако и для таких случаев у таганрогских инженеров подготовлен чёткий план действий.
«Наши автоматизированные испытательные системы, в том числе, применяются для выявления чрезвычайных происшествий. При обнаружении неисправности принимаются частные программы по её устранению, используя заложенные резервы в орбитальных кораблях», – добавил главный специалист отделения АИС НКБ «МИУС» ЮФУ.
Сергей Папиров участвует в командировках на Байконур с 2008 года, когда произошла замена старых контрольно-испытательных комплексов 11Н6110 на таганрогские АИС. В год посещать космодром приходится 7–8 раз.
«Успешный старт корабля– это всегда радость, ощущение значимости и гордость за наш университет. Однако успокаиваемся мы только после сообщения об успешной стыковке с МКС», – заключил Сергей Папиров.