Гуково, Ростовская область, 26 марта 2022 год, «Звезда Шахтера». Знакомство с практической профессиональной деятельностью требует системного вовлечения детей и подростков в практико-ориентированную деятельность. Это также необходимо и для формирования у молодежи готовности к профессиональному самоопределению. Оптимальной формой такой деятельности, адекватной способам организации профессионально-трудовой деятельности на передовых предприятиях во всем мире, выступает проектная деятельность.
Технология организации проектной деятельности обучающихся («метод проектов») — образовательная технология, основанная на постановке и достижении обучающимися практически значимых целей. Таким образом, практическим результатом учебного проекта выступает тот или иной практически значимый продукт. Этапы учебного проекта — постановка цели, планирование, поиск информации, разработка продукта, презентация продукта — соответствует логике развертывания любого «взрослого» проекта — производственно-технологического, предпринимательского, инновационного и других.
Исходя из этого, обоснованным и актуальным стал для специалистов по профориентационной работе выбор формы проведения городских мероприятий в рамках областной декады по профориентации молодежи «Сделай свой выбор». В работе с разными возрастными группами юных гуковчан были использованы различные виды учебных проектов. При этом профориентационное значение проектов для дошкольников, школьников и студентов определилось их содержательным полем, если коротко — «мир будущего».
С целью внедрения в практику по профориентационной деятельности новой интерактивной формы работы и формирования углубленного представления о причинах и характере возникновения, отмирания и прогнозах развития профессий, в том числе на примерах близких родственников был организован городской конкурс краткосрочных проектов «Профессия моих родителей: сегодня и в 2050 году».
В ходе проекта ребята искали ответы на вопросы: по каким профессиям работают их родители или другие близкие родственники? Каковы основные особенности этих профессий: роль в жизни общества, основные трудовые функции, основные требования к работнику? Как менялась профессия мамы или папы на протяжении 5,10,20 лет? Почему она менялись? Могут ли какие — нибудь из профессий исчезнуть и почему?
Итоги проектного исследования ребята представили в виде творческого продукта – лэпбука (самодельной книжки-раскладушки) Ребята изготовили уникальные лэпбуки. Все они получились яркими, зрелищными, информативными. Практически каждая книжка состояла из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок, окошек.
Победителями и призерами конкурса проектов стали:
1-я возрастная категория (учащиеся 1-5 классов):
1 место — учащиеся 5 «Б» класса МБОУ СШ № 9, (руководитель проекта Н.Н. Изварина);
2 место — Полина Бабарыкина, ученица 5 «А» класса МБОУ СШ № 23,(руководитель проекта: О.В. Колмыкова);
3 место — Елизавета Красиева, обучающаяся кружка «Азбука общения» МБУ ДО ДДТ (руководитель проекта: Е.В. Перепечина); Дарина Бобылева, ученица 2 «Б» класса МБОУ Гимназия № 10 (руководитель проекта: В.С. Сулим)
2-я возрастная категория (учащиеся 6-8 классов):
1 место — Дарья Шеверева, Мария Шеверева, ученицы 8 класса МБОУ СШ № 4, (руководитель проекта: Е.В. Шеверева);
2 место — Любосвета Почепаева, ученица 5 «А» класса и Вероника Демиденко ученица 6 «Б» класса МБОУ СШ № 6 (руководитель проекта: Н.В. Дружинина);
3 место — Яна Белкина, Екатерина Светличная, Милана Маслова, Артемий Чуриков — активисты парламента ТРеКа, обучающиеся студии юных журналистов «Живое слово» МБУ ДО ДДТ, (руководитель проекта: О.Н. Тараненко)
С целью формирования и развития субъектной позиции, необходимой для профессионального самоопределения выпускников школ и студентов профессиональных учебных заведений города Гуково было организовано онлайн-мероприятие «Видеожурнал сочинений. «Семь шагов к взвешенному решению»». При работе над своим творческим проектом – созданием видеожурнала, каждый участник пытался оценить собственный профессионально значимый потенциал в контексте как массовых, так и новых и перспективных профессий.
Мы уверены, что участники мероприятий в ходе профориентационной весенней областной декады «Сделай свой выбор» в развитии общих компетенций: проектная деятельность, коммуникация, простейший анализ и систематизация информации, поднялись на еще одну ступень личностного роста. Предмет проектной деятельности варьировался от творческого фантазирования на тему мира профессий в будущем, до изучения собственных дальнейших видов профессиональной деятельности и проектирования технологий завтрашнего дня.
Н.В. Зайцева